15В Пензе четвертый год подряд проходит форум «Экстремизму — отпор!». 6 ноября 2015 года состоялось открытие цикла мероприятий, проводимых на базе Пензенского госуниверситета.

Работа форума продолжилась на трех площадках. На первой обсуждаются вопросы национальной политики России, проблемы и пути их разрешения. В рамках работы второй секции речь идет о географии экстремизма от древних времен до современности. Темой обсуждения на третьей площадке форума стала роль молодежных организаций в противодействии экстремизму.

Работа секции началась с минуты молчания по жертвам авиакатастрофы в Египте.

Представитель РДУМ выступил с докладом в работе 1-ой секции:

«Сегодня я хотел бы кратко, как мне позволяет время, рассказать о «Современной идеологии пагубной секты «Хаваридж». Я выбрал эту тему не зря. Я думаю она будет вам очень интересна, так сегодня мы слышим с экранов телевизоров о так называемом «Исламском государстве» и их последователях, хотя говоря словосочетание «Исламское государство», мы, конечно же, подразумеваем это словосочетание в кавычках. У термина ИГИЛ - Исламское государство Ирака и Леванта, и некоего государства, которое некоторые личности хотели бы создать, «Исламского» ничего нет. Это некое бандформирование определенных двух или трех группировок, которые под прикрытием, лозунгом Ислама хотели бы сделать свое и достичь свои финансовые цели. До ИГИЛ мы слышали о других деструктивных, экстремистских течениях, последних десятилетий, будоражащих весь свет, таких как «Братья мусульмане», «Хизб ут Тахрир», «Джабхаттун нусра» и другие. Хотя никому не секрет, что экстремизм - деяние не новое. А первая раскольническая секта в Исламе, членов которой стали называть хариджитами, появилась в 657 г, т.е. уже при жизни пророка релиии Ислам - Мухаммада. При описании признаков этих пагубных сект и течений, а также их деятельности вы поймете, что практически нет никакой разницы между группой этих лиц при пророке и в настоящее время. Хотелось бы сразу сказать, что пречистая религия Ислам, как и другие мировые божественные религии христианство и иудаизм не имеет ничего общего с терроризмом и этими течениями. Из нижесказанного вы поймете, что Пророк Мухаммад не был с ними заодно, не разделял их взглядов и идей и не оправдывал и никак не одобрял их деяний, а наоборот был против них.

Слово «хариджит» возникло от арабского «хаваридж», которое является множественным числом от слова «хариджат» и означает «группа». Хариджиты были прозваны так по причине своего выхода («хурудж») против лучших людей общины пророка и правителей мусульман. Основной причиной их заблуждения являлись чрезмерность в вопросах религии и непонимание сути Ислама. Их отличала также жесткость, переходящая в жестокость. Они не признавали авторитетных сподвижников, выдающихся ученых, под лозунгом «джихада» угнетали женщины детей.

Впервые же признаки хариджитских взглядов в некоторых людях проявились еще при жизни благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), прослеживались в течении всей истории праведных халифов и прослеживаются сегодня. В хадисе, переданном Бухари, говорится, что когда Пророк (мир ему и благословение) раздавал золото, которое прислал Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах), он раздал его определенным людям. Кому, как не ему, знать это? И в это время к нему подошел человек с впалыми и злобными глазами, с выступающими скулами, выпуклым лбом, большой отпущенной бородой, бритой головой и закатанными брюками (в достоверных хадисах передано, что это был Зуль-Хувайсира из племени Бану Тамим) и, обратившись к Пророку (мир ему и благословение), сказал: «Побойся Аллаха, о, Мухаммад!» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кто будет послушен Аллаху, если я буду непослушным?! Мне доверяет Аллах, ты ли мне не доверяешь?!» Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разреши мне наказать этого мунафика (лицемера)». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Оставь его, иначе люди будут говорить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) начал огорчать людей из своего окружения». Затем этот человек ушел и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Из его потомства появятся люди, которые будут читать Коран, но смысл его не дойдет ниже их глоток, которые будут вылетать из религии, наподобие стрелы, вылетающей насквозь из пробитой дичи…».

Нужно отметить, что основоположник Ваххабизма Ибн Абдуль-Ваххаб был из племени Бану Тамим и он читал Коран и толковал его не как большинство мусульман, а по-своему. Последователей хариджизма было немало в прошлом, есть они и сейчас. Знаменитый ученый ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин (1784–1836) в своей книге «Раддуль-Мухтар» пишет, что последователи Ибн Абдуль-Ваххаба (т. е. ВАХХАБИТЫ), которые появились в Неджде (ныне Саудовской Аравии) и причисляли себя к мазхабу Ахмада ибн Ханбала, ЯВЛЯЮТСЯ ХАРИДЖИТАМИ НАШИХ ДНЕЙ, ибо они считают только себя мусульманами, а всех остальных мусульман, следующих по пути «ахлю-сунна валь джама‘а» («людей сунны и согласия общины»), называют многобожниками. Вообще «ахлю-сунна валь джама‘а» называют людей, придерживающихся пути истины, указанного Пророком (мир ему и благословение).

О некоторых признаках хариджитов мы узнаем в изречениях Пророка (мир ему и благословение). В хадисах, приведенных в «Муснаде» имама Ахмада, говорится, что эти люди будут физически сильными и с «горячими головами». Также говорится, что они будут нравиться людям за их старания и что из-за этого они будут самовлюбленными.

Они могут быть весьма усердны в поклонении и аскетизме. К сожалению, в наше время этим обольщается множество молодых мусульман. Увидев усердное поклонение, аскетизм или же «призыв следовать Корану и сунне» кого-либо, они обольщаются этим, тогда как все это не является показателем правильного вероубеждения и истинности пути. «Среди мусульман выйдут люди, вам будут видеться ваши намазы, посты и деяния по отношению к их намазам, постам и деяниям ничтожными. Они будут читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате, они будут вылетать из религии, как вылетает стрела, пронзив дичь. И если ты посмотришь на ее наконечник (т.е. наконечник стрелы), середину и конец, ты не увидишь там никаких следов того, что она попала (т.е. они оставят Ислам и на них не останется никаких следов того, что они в нем были). Ибо основой Ислама является благой нрав, и Пророк (мир ему и благословение) нам послан для его совершенствования.

Следует отметить еще то, что реальная угроза распространения последователей «Исламского государства» существует в нашем регионе, были зарегистрированы единичные случаи отправки и участия наших сограждан в рядах международной террористической организации ИГИШ или ДАИШ. Это боль и огорчение для всех нас. По нашему мнению местное духовенство и имамы должны противостоять этому злу. Здесь возможно есть некоторые упущения нас - имамов, в том числе имамов села Средняя Елюзань, что мы где-то недоработали с нашей молодежью.

С нашей стороны ведется многогранная работа в деле предупреждения заражением данным вирусом и предотвращения пагубного влияния деструктивного течения последователей «Исламского государства» в татаро-мусульманской молодежной среде Пензенской области. В частности, наши имамы на пятничных богослужениях в широкоформатном варианте стараются разъяснить прихожанам всю пагубность деструктивной деятельности этих бандформирований. Опираясь на опыт общественной палаты РФ открыли горячую линию. Услугой могут воспользоваться граждане по вопросам вербовки международной террористической организации «Исламское государство», запрещенное в России.  Есть свой сайт и газета»

У нас с вами много общего и общие проблемы и их нужно сообща решать. Это проблемы экономического характера, духовно-нравственного характера, проблемы патриотизма, образования, семьи и воспитания. Что касается последнего, то приемы, формы, методы воспитания в мусульманском мире, в сущности, нельзя назвать оригинальными, так как их начала теряются в глубине веков и схожи с традициями, населяющих землю народов, принадлежащих к различным конфессиям. Судите сами, в исламе взаимоотношения в семье должны строиться на следующих принципах: ответственность перед детьми; любовь, доброта; личный пример, уважение, справедливость, забота о правильном формировании мировоззрения, нравственных качеств. Правоверный мусульманин изучает окружение своего ребенка, его интересы и потребности.

Если наша мусульманская молодежь хочет приобретать религиозные знания, то, по нашему мнению, должна это делать на местах, благо для этого у нас есть все, есть традиционные исламские ВУЗы в России, строятся даже исламские академии, привлекаются для обучения высококвалифицированные, признанные ученные, доктора и т.д.

Многие наверное из вас сегодня задаются вопросом, а одобряют ли мусульмане России действия государства, совершающие бомбардировку на территории Сирии. Западные СМИ пытались показать, что Россия бомбит мирных жителей и мирные объекты. Некоторые мусульманские так называемые богословы пытались объявить джихад России.

Во-первых, Президент РФ Владимир Путин заявил, что цель российских военных операций в Сирии - борьба с терроризмом, а не посредничество между направлениями ислама, либо что-то иное.

Во-вторых, российское духовенство полностью одобряет данные действия РФ, так как ведется огонь по базам и точкам террористов, поправших все нормы ислама и перешедших все грани. Кто-то же должен защитить мирных граждан, женщин и детей. Сегодня мы видим, что политика Евросоюза и Америки в этом плане ни к чему хорошему не привела.

В-третьих, многие исламские страны, такие как Индонезия, Малайзия, Иран и другие, а также большинство мировых богословов не то, что объявили джихад, а наоборот одобрили действия России и благодарят ее за поддержку Ислама».

По окончании доклада студенты, а также модераторы секции задавали представителю духовенства актуальные и животрепещущие вопросы, связанные с заданной и другими мусульманскими темами.