О вкладе Центрального духовного управления мусульман в победу над гитлеровской Германией

22 июня 1941 года… Наступало время тяжёлых испытаний и потерь, требовавшее от каждого колоссальной самоотдачи, выдержки и самопожертвования. Несмотря на многочисленные гонения, преследования и репрессии, советские мусульмане выполнили свой священный долг и защитили Родину, забыв о многих обидах, нанесённых им большевиками. Об этом не принято говорить в официальных источниках, но в первые месяцы войны власть была в полной растерянности, и именно муллы разъясняли тогда верующим их обязанности перед страной. И правительство было вынуждено пересмотреть своё отношение к религии. Во многом поводом для этого послужило патриотическое обращение муфтия Центрального духовного управления мусульман Габдрахмана Расулева и реакция на него правоверных. На момент начала Великой Отечественной войны в стране не было ни одного действующего мусульманского учебного заведения, закрытыми оказались многие мечети, часть которых перешла в пользование культпросветучреждений, а часть пришла в непригодное состояние. Подавляющее большинство мусульманского духовенства было репрессировано и отбывало сроки в сталинских лагерях, а та малая доля, которой всё же удалось избежать арестов и расстрела, под страхом смерти отправляла культ подпольно. Многие историки сходятся во мнении, что по существу проводившиеся в 1920–1930-е гг. антирелигиозные кампании содержали в себе политический подтекст. Их главной целью являлось устранение из сознания масс любых альтернативных коммунизму идей, прежде всего религиозных, которые имели весьма твёрдые позиции в имперские времена. Религия с её носителями в лице священнослужителей и верующих не вписывалась в стандарты новой общественно-политической и экономической формации с характерной для неё системой ценностей и ориентиров, а посему должна была быть уничтожена. Едва ли кто-то из «пламенных большевиков» тогда предполагал, что верующие люди разных конфессий смогут так сплочённо противостоять врагу и так пригодиться своей стране и государству. Гитлер, прекрасно осведомлённый о положении верующих в Советском Союзе, планировал использовать факт недовольства мусульман проводимой Сталиным политикой в своей антисоветской пропаганде. По его замыслу, необходимо было привлечь на свою сторону как можно большее число верующих граждан, включая оставшееся на свободе духовенство, пообещать им свободу от безбожников и спровоцировать раскол в обществе. При этом особые надежды возлагались именно на мусульман как на наиболее крупное и, возможно, наиболее обделённое религиозное меньшинство. Так, в октябре 1941 г. в МИДе Германии был назначен ответственный за пантюркистское движение чиновник В. фон Хентинг. Он давал рекомендации, как Германия может использовать пантюркистов в своих интересах, предложил вести радиопропаганду, распространять листовки, издавать журналы для мусульманских военнопленных и вообще активизировать среди них пропагандистскую работу. В 1941 г. начали формироваться мусульманские легионы: туркестанский, кавказский и татарский «Идель-Урал». Однако надежды Гитлера на мусульман страны не оправдались. Патриотическая позиция рядовых верующих и их духовных наставников находила выражение в самых разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием, снаряжением, продовольствием, поддержка семей воинов, ушедших на фронт, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий. Вторжение немецких войск на территорию СССР и проводимая ими политика заигрывания с духовенством и рядовыми верующими вынудила советское руководство изменить своё идеологическое отношение к религии. В идеологию советского коммунистического строительства Сталин внёс понятие «патриотизма» в результате его проявления религиозными деятелями во время войны. С того времени идея о патриотической направленности деятельности духовенства стала фактически единственным оправданием существования религиозных организаций в стране. В мае 1942 года, т. е. в самый тяжёлый для Советского Союза момент, когда началось активное наступление гитлеровцев на Кавказ, в Уфе проходит чрезвычайный съезд Центрального духовного управления мусульман. Выступая на нём, председатель ЦДУМ муфтий Габдрахман Расулев, сын почитаемого многими мусульманами шейха Зейнуллы ишана Расулева, учителя и друга многих северокавказских алимов, обращается ко всем верующим с речью, пронизанной патриотизмом и любовью к своему Отечеству. «Уважаемые братья-мусульмане! Изречения Великого Аллаха и Его Пророка, великого Мухаммада (мир ему и благословение), призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и её приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, учёные Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь Великому и Милостивому Богу о скорейшем поражении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников – фашистов». Данное обращение было переведено на языки всех мусульманских народов Советского Союза, распространялось в местах их проживания, зачитывалось во время проповедей в мечетях. Обращение было также опубликовано в газете «Труд». Под ним стояли подписи председателя и секретаря ЦДУМ, имамов крупнейших городов с высокой долей мусульманского населения Москвы, Уфы, Казани, Новосибирска, мухтасибов Семипалатинска, Куйбышевской и Пензенской областей, представителей мусульман Башкирии, Челябинской и Свердловской областей, Казахской ССР. Великой Отечественной войне придали религиозный характер, она была названа «святой» и стала для мусульман «джихадом». Это сыграло огромную роль в мобилизации мусульман. Принято считать, что именно это обращение Г. Расулева убедило правительство и самого Сталина в лояльности и преданности мусульман. Глава ЦДУМ играл в годы войны роль, аналогичную той, которую среди православных играл местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий. В годы войны ЦДУМ через свои приходы распространяло облигации государственных займов, производило сбор средств, одежды и продуктов для нужд фронта. Духовное управление издало фетву, касающуюся строгой обязательности для правоверных соблюдения одного из пяти столпов Ислама – закята.

3 марта 1943 г. в газете «Известия» опубликовали телеграмму Габдрахмана Расулева, в которой сообщалось: «Воодушевлённый успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку танковой колонны». Сталин в ответ нправил муфтию телеграмму со следующим содержанием: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин». По окончании войны для мусульман был сделан ряд послаблений, в частности запрещение закрытия молитвенных домов и мечетей без особого на то распоряжения Совета по делам религиозных культов, снижение налогообложения для духовенства, смягчён паспортный режим для религиозных деятелей всех конфессий. В качестве благодарности верующим мусульманам по личному постановлению Сталина было разрешено строительство двух мечетей. Одну из них построили в Челябинской области, в посёлке Миасский. Невозможно недооценивать вклад мусульманских централизованных организаций, и прежде всего ЦДУМ, в мобилизацию правоверных мусульман на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

И сегодня велика та ноша патриотического воспитания мусульман, которую несёт Центральное духовное управление мусульман России во главе с Верховным муфтием Талгатом хазратом Таджуддином. Верные памяти ишанов и муфтиев прежних времён муфтии ЦДУМ и в 1990-е годы были в авангарде не менее кровопролитной борьбы, отстаивая традиции духовного пространства страны, неотделимые от национальных интересов Российской Федерации.