Гостям саммитов ШОС и БРИКС представят в Конгресс-холле уникальную коллекцию «Религии мира» из собрания музея «25 пророков». В экспозиции собраны девять картин, на которых изображены крупнейшие храмы четырех основных конфессий

Тадж-махал в Уфе

- Вряд ли члены индийской делегации ожидают увидеть в далекой Уфе Тадж-махал, - говорит владелец коллекции и создатель музея Фауль-хаджи Ихсанов. – Но, думаю, им будет очень приятно почувствовать уважение к их национальной и религиозной святыне.

Всего в собрании музея – 37 полотен, на них запечатлены самые известные храмы мира. Все они написаны с фотографий, сделанных Фаулем-хаджи во время путешествий по миру. Каждая картина создавалась по два-три года. Авторы – известные художники из России, Украины, Белоруссии. Отбор был тщательным: не пьющий, не курящий, с верой в душе.

- Не все справились, - говорит Ихсанов. - Один отказался: не идёт работа. Другой полгода ждал вдохновения. Я дал ему хаир и отпустил с миром.

В январе 2013 года коллекция из собрания музея «25 пророков» выставлялась в стенах Конгресс-холла и вызвала огромный интерес гостей деловых форумов.
С помощью Всевышнего

Музей «25 пророков» 20 лет назад задуман как мечеть. Ихсанов начал строить её по наказу отца на участке, где стоял родительский дом. У Мухаммадзакий-абыя было девять детей, но эта миссия выпала Фаулю. Для себя он решил, что построит храм только на собственные средства, с помощью родных и друзей. Чтобы поднять участок над затопляемой низиной, пришлось завезти не одну сотню самосвалов грунта. Работа растянулась на 12 лет. На сегодня в обустройство участка и возведение здания вложено несколько десятков миллионов рублей. Первый «транш» был от продажи отцовского дома, затем – нескольких квартир, дачи, трёх машин и т.п. Когда продавали очередную квартиру, супруга Ихсанова, Назира-ханум, попросила: на часть денег купим хоть ковер в квартиру. Купили, но постелили в большом зале мечети. - Три раза разводились, пока строили, - смеется Фауль-хазрат. – Каждый раз, когда продавал квартиру. Какой женщине понравится, что муж распродаёт общее имущество?
Ныне Назира-ханум – его единомышленник, советчик и правая рука.
Признали уникальным

Проект будущего храма-музея Ихсанов разработал сам после поездки в Саудовскую Аравию. Здание построено по канонам ислама: размеры соответствуют размерам Каабы - места поклонения всех мусульман мира, внутреннее пространство восьмигранное, здание венчает круглый купол. Первый камень в основание храма заложен 16 июня 1995 г. в присутствии Верховного муфтия России Талгата Таджутдина. В храме хранится пятикилограммовый камень со священной горы Арафат, с которой, по преданию, вещал пророк Мухаммад и где впервые встретились Адам и Ева – камень Фауль-хазрат привёз из хаджа в Саудовскую Аравию. Общая высота строения - 35 метров: два этажа над землей, пять подземных. Уникальность здания в том, что на мозаичных окнах арабской вязью выведены имена 25 благословенных Пророков, упомянутых в Коране, – подобного нет ни в одной мечети мира. В 2010 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Москве храм признали уникальным, а Ихсанову вручили авторское свидетельство.
- На купол здания нанесена карта земного шара, - говорит Фауль-хазрат. - Но тогда получается, что ислам правит миром. Это неверно. Своей идеей я, наоборот, хотел подчеркнуть равенство религий и единство Бога на Земле.

Сегодня Ихсанов называет свое детище музеем: в апреле 2013 года зарегистрировал его в таком качестве. А вскоре состоялось и открытие, на котором присутствовали главы трёх основных конфессий республики. С тех пор этот уникальный музей открыт для всех.
«Никто не заставляет»

На вопрос о помощниках и благотворителях Фауль-хазрат отвечает коротко: «Всевышний помогает». Тему финансов считает закрытой. Известно лишь, что принимает он только «чистые» деньги, а чаще от них отказывается. Отвергает и предложения уступить часть участка под коммерческое строительство. Финансовую помощь Ихсанову предлагали многие известные и влиятельные люди, но он ни разу не изменил своим принципам.

- Не беру, потому что меня никто не заставляет строить, - объясняет Фауль-хазрат. – Но не откажусь, если кто-то пожелает замесить раствор, положить пару рядов кирпичей или поможет стройматериалами.

Но за 20 лет ни один коммерсант не одарил строителя-энтузиаста ни одним кирпичом или мешком цемента. Немного и желающих внести «личный трудовой вклад». Поэтому чаще приходится всё делать самому. Но Фауль-хазрат не сетует на жизнь и никого не осуждает – сам берёт в руки лопату и мастерок. В прошлом году заложил фундамент пристроя, начал строительство лестницы на второй этаж. После завершения работ там разместится молельный зал.

- У каждого своя миссия в этом мире, - говорит он. - У меня были гости из Кувейта, Египта, Ирана, Израиля – никто не понимает, как можно 20 лет строить одному. Но я уверен: через три года приглашу гостей на официальное открытие музея-мечети.

В чём 70-летний мужчина черпает энергию и силы, чтобы практически в одиночку вести строительство, добывать деньги и стройматериалы, улаживать бюрократические заморочки, отбиваться от недоброжелателей и завистников, да ещё и строго выдерживать уразу? «Всевышний помогает», - неизменно отвечает Фауль-хаджи.
Главное - дух

Его мощная энергетика притягивает даже тех, кто пока далёк от веры. Его открытости, оптимизму и доброжелательности остается только изумляться. Каждый, кто однажды попал под его обаяние, становится прихожанином храма-музея. Поэтому в праздники здесь, как говорится, яблоку негде упасть.

- Только вот светофор перед нашими воротами так и не установили, сколько мы ни просили, - сетует Ихсанов. - Зато сделали разворот для машин - и почти ежедневно - авария.

На вопрос, будет ли музей расти и расширяться, Фауль-хазрат отвечает уверенно:

- Достроить храм - мой долг, дело чести – ведь в нашем роду было четыре муфтия! Считается, что построивший мечеть обеспечил себе особое место в раю. На самом деле, кому там быть, решает только Аллах. Сегодня, к сожалению, у людей главное в жизни деньги. А ведь каждый из 25 пророков ниспослан Всевышним, чтобы донести до нас, что главное - дух, что по-настоящему людей всех религий объединяют не деньги, а общие святыни и духовные ценности. Уверен: музей-мечеть будет благоприятствовать такому объединению.
МНЕНИЕ

Дан КРИЧЕВСКИЙ, главный раввин Башкирии:

- Уникален сам факт, что человек в одиночку смог поднять храм, открытый для людей любой национальности и вероисповедания. В какой еще точке мира, я, раввин, могу без страха прийти в мечеть? Уникален музей «25 пророков», где в числе других самых известных храмов мира есть изображение мечети Аль-Акса в Иерусалиме – городе, одинаково святом как для иудеев, так и для мусульман. Не случайно многие пророки Ветхого Завета почитаемы в Исламе. Здесь как никогда четко осознаешь, что у представителей разных национальностей и конфессий больше общего, чем различий, нам нечего делить, мы должны поддерживать друг друга, взаимно обогащать наши традиции и культуру. Больше бы таких людей, как Фауль-хаджи - в мире было бы меньше войн и межнациональных распрей.

Светлана ИСТОМИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»