28 июня на телеканале «Россия 1» вышла авторская программа Владимира Соловьева «Воскресный вечер».

В рамках телевизионного проекта обсуждаются самые актуальные проблемы в разных форматах. Гости высказывают совершенно разный спектр мнений по происходящим в обществе ситуациям, которые вызывают не однозначные реакции.

Так, в рамках данного эфира обсуждался международный терроризм и прошедшие недавно теракты в Тунисе, Сомали, унесшие жизни сотен людей.

В «Воскресном вечере» приняли участие лидер политической партии «ЛДПР» Владимир Жириновский, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов и другие.

«Да, действительно сегодня терроризм стал проблемой и трагедией всего общества. Некоторые политические силы используют имя мировых религий для ослабления государств, создавая конфликты, управляемые извне. Они вносят раскол внутри и между религиями. Мы не будем оправдывать преступников, потому что они не имеют никакого отношения к классической пророческой религии. Это глобальный, геополитический проект, который пытается грязно использовать имя Бога и религии», - сказал муфтий Альбир Крганов.

Поздравив всех мусульман со священным месяцем Рамадан Альбир-хазрат Крганов отметил:

«Сверхцинично и кощунственно убивать людей в этот благословенный месяц. И мы видим, что сегодня партия войны, партия шайтана очень искусно, очень привлекательно использует идею халифата, поскольку она догматически присутствует в исламской доктрине. Но напомню: Пророк (мир ему и благословение) говорил, что после него халифат будет только на протяжении 30 лет, а после будут амиры – управляющие люди. Соглашусь с Владимиром Вольфовичем: те, кто идет убивать, где-то черпают мотивацию. И где же? В мусульманские страны, где люди жили тысячелетиями, основываясь на постулатах священного Корана, пытались привнести то социализм, то демократию, то есть они всегда была управляемы извне. Народ в арабском мусульманском мире устал от обмана. И когда на глазах у всего мира убивали Каддафи, когда в день жертвоприношения казнили Саддама Хусейна, люди сказали: такой демократии и социализации нам не надо. Вот и появились идеологические спекулянты, представители такого экстремистского движения как ИГИЛ, обещающие построить справедливый и истинный халифат, лишь бы вступали в их ряды. Здесь очень важна тема просвещения. Люди должны знать, понимать, что это ересь и ничего больше.

Почему в ряды этой секты вступают новообращённые мусульмане, почему российских студентов вербуют в члены террористической группировки? Потому что у нас есть серьезные просчеты, в том числе допускаемые некоторыми региональными чиновниками, они создают проблемы, порой, на ровном месте. Но мелочей в данных ситуациях быть не должно, ведь в итоге они перерастают в акт протеста».

Альбир-хазрат отметил большое количество важных проблем и рассказал о каждой из них:

«Одними репрессивными мерами мы ничего не решим. Идет серьезная информационная война, в которую втянуты тысячи людей. Хотим этого или нет, но мы все - субъекты межконфессиональной политики. И светское государство обязано проводить правильную конфессиональную политику. Нельзя всю работу переложить на плечи только духовенства и религиозных организаций, мол, вы разберитесь. Сегодня власть и религия должны предпринимать совместные действия.

Покажите, например, хоть одного потенциального террориста новообращенного в ислам и получившего знания в официальных религиозно-образовательных учреждениях у официального духовенства. Таких нет. Молодежь идет в маргинальные сообщества неучей и невежд, поскольку сегодня, к сожалению, авторитет лидеров традиционного ислама падает. И часто это происходит по вине самих же лидеров, которые своими действиями дискредитируют образ традиционного ислама.

Кроме того, региональные чиновники «подливают масла в огонь», безосновательно запрещая строительство мечетей, посещение учебных заведений в платках и косынках, что, между прочим, в исламе является неотъемлемым женским атрибутом. Начиная с 1997 года, в Москве не построено ни одной новой мечети, кроме долгостроя - реконструкции мечети на Проспекте Мира.

Слава Всевышнему, что строится множество храмов других конфессий, это очень важно для духовного процветания российского общества. Но вместе с тем все видят, что у мусульман-москвичей, в частности у молодежи, нет места для проведения халяльного (дозволенного) досуга. Где нам с ними работать? Вот молодежь и находит себе применение в чуждых для ислама течениях. Более того им там говорят, что здесь мол ислам под давлением, им приводят примеры региональной некомпетентной конфессиональной политики, и предлагают переехать жить в горячие точки войны в территории «правильного ислама».

Вся эта ситуация лишь помогает различным сектам вербовать российских студентов в члены террористической группировки. Организации наподобие ИГИЛ не просто не дремлют, они владеют самыми современными технологиями вербовки, активно используют в этом соцсети, скайп, телефоны. И данный факт говорит об острой необходимости объединить усилия в противостоянии этому страшному злу под названием экстремизм. Власти делают многое, мы находим с ними понимание, в последние годы серьёзно снизилось количество терактов, не убивают исламских деятелей, ранее их убили более 60 человек, мы создали площадки общения молодежи, но этого, увы, еще мало. Предстоит системная, долгосрочная совместная работа…

Недавно, в Москве департамент по религии объединили с департаментом туризма, и это вместо того, чтобы департамент по религии усилить новым зачислением специалистов в штат! Столица большой страны, где огромные потоки мигрантов и гостей, большое количество вузов, много молодежи – нуждается в постоянном мониторинге и анализ ситуации, работе с экспертами и с верующими на передовой!».

Говоря о некоторых внутренних проблемах, Альбир-хазрат Крганов поднял вопрос запрета платков в Мордовии и о лицензировании учебных заведений: «Я, как член Общественной палаты РФ, занимался этим вопросом. В одном исконно татарском селе Мордовии идет давление на школу, девочкам и женщинам запрещают носить в школе платки. Доходит до того, что женщины готовы пешком дойти до Москвы. Вот до чего их довели!

До сих пор не решена проблема лицензирования исламских учебных заведений – медресе, школ при мечетях. После ужесточения законов Госдумой официальное духовенство вынуждено закрывать свои медресе, в то время, как представители крайних взглядов свободно без лицензий могут проповедовать и обучать!».

«Президент Владимир Владимирович Путин в 2013 году на встрече с религиозными деятелями указал на наши болевые точки: необходима широкая социализация Ислама в противовес идеологии радикалов, воссоздание собственной Исламской богословской школы, создание правовых институтов, способных компетентно оценивать тексты. Он призвал уйти от споров о верховенстве и выработать положительный образ традиционного ислама, но не все его услышали, многие остались в удобном для себя конформистском сне», - подытожил муфтий Альбир Крганов.