Коротко о жизни Пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) родился в Мекке, 571-го года. Его отца звали Абдуллах, мать Амина, деда - Абдульмутталиб, прадеда - Вахб, бабушку по отцовской линии - Фатима, а по материнской линии - Барра. Во время его рождения роды у его матери принимали достопочтенная Шифа и Фатима, а помогала им Умм Айман. По свидетельству этих трех женщин рождение Пророка сопровождалось чудом - комната, где проходили роды, была озарена ярким светом.

Наш благословенный Пророк был удостоен молитвы-дуа своего предка, досточтимого Пророка Ибрахима (Авраама), его пришествие было объявлено благословенным Исой (Иисусом), а матушка его - Амина была заранее во сне оповещена о том, что она родит великого человека. Известно, что когда достопочтенный Пророк Ибрахим завершил строительство Каабы, он вознес Аллаху молитву, в которой просил Его "создать общину, верную и покорную Аллаху, и послать ей Пророка, который учил бы ее велениям божьим.
Таким образом, рождение нашего Пророка стало достойным исполнением молитвы-дуа Пророка Авраама.

Отец господина нашего еще до рождения своего славного сына скончался после того, как заболел, вернувшись из одной торговой поездки, и был погребен в Медине. Первые четыре года своей жизни наш господин провел вместе со своей молочной матерью Халимой, а следующие два года - со своей родной матерью. Когда ему пошел шестой год, она отвезла его в Медину, чтобы он мог познакомиться со своими родственниками и посетить могилу отца. Ибо мать его деда Абдульмутталиба - Сельма была родом из Медины, а могила отца находилась в саду возле дома одного из его дядьев. Так Амина смогла посетить могилу своего мужа, а маленький Мухаммад - познакомиться со своими родственниками из рода Бану Наджар. По возвращении из Медины, в местности под названием Абва, Амина заболела и, скончавшись, там же была похоронена. С этого момента и вплоть до восьми лет он жил вместе со своим дедом Абдульмутталибом. А когда умер и тот, маленький Мухаммад перешел в дом своего дяди Абу Талиба. Абу Талиб считался главой своего рода из потомков Абдульмутталиба. К тому же он был дядей нашего Пророка, как по отцовской, так и по материнской линии.

Все эти горькие потери, которые благословенный господин наш перенес в детстве, никоим образом ни сломили его. Он пас овец своего дяди неподалеку от Мекки и выполнял любую работу для того, чтобы как-то поддержать его. А жена дяди Фатима, ничуть не отделяла его от своих собственных детей и никогда не делала ничего, что могло бы его опечалить. В те годы, где бы ни появлялся маленький Мухаммад, включая дом его молочной матери, везде воцарялась благодать и достаток. То же самое произошло в доме Абу Талиба, который на самом деле не был богатым человеком.

В 13 лет стал помогать своему дяде в торговле. Он достаточно долго трудился на этом поприще и прославился как исключительно честный человек. В двадцать лет он присоединился к договору "Хыльфуль-фудуль", который заключили между собой знатные мекканцы во имя охраны порядка в Мекке и обеспечения безопасности для всех, кто сюда прибывал. На двадцать пятом году своей жизни он женился на досточтимой Хадидже, которой в то время было сорок лет, в чем далеко не последнюю роль сыграла его честность, которую она очень ценила. В тридцать пять лет он исполнил обязанность арбитра в весьма щепетильном деле по установлению "Черного камня" ("Хаджаруль-асвад") на свое прежнее место, после того, как почти разрушенную селевыми потоками Каабу восстановили общими усилиями. Это было особенно важно, так как каждый из тех, кто участвовал в процессе восстановления храма, хотел, чтобы эта честь принадлежала именно ему, и не желал уступать ее никому другому. Молодой Мухаммад снял с себя верхнюю одежду, положил камень на середину и предложил каждому из представителей родов взяться за один из ее краев и поднести камень к тому месту, где он должен был находиться, а потом сам установил камень... Таким образом, была своевременно устранена вероятность конфликта.

По мере приближения к сороковому году своей жизни он все больше и больше ощущал в себе потребность в одиночестве и размышлениях над таинствами мироздания. Он прожил чистое и ничем не запятнанное детство и юность. И теперь, будучи уже зрелым человеком, он страдал каждый раз, когда видел, в каких ужасающих нравственных пороках утопают окружающие его люди. Так он периодически стал удаляться в затвор в пещере Нур. И каждый раз на своем пути он слышал обращенные к нему голоса, которые исходили из камней, скал и деревьев. Вслед за этими голосами он стал видеть вещие сны, которые на следующий же день в точности сбывались.

Наконец, на сороковом году жизни, в месяц Рамазан 610 года, ему явился ангел Джабраиль, с появлением которого и начался долгий период ниспослания божественного Откровения. Первые аяты Корана начинались словами "Читай, именем Господа твоего, который создал!" Так Всевышний Аллах возложил на благословенного Мухаммада пророческую миссию.

Первыми, кто услышал и принял его призыв, были его первая супруга - досточтимая Хадиджа, двоюродный брат Али, Зейд бин Хариса и Абу Бакр. За ними последовали досточтимые Осман, Абдуррахман бин Афв, Саад бин Аби Ваккас, Талха, Зубейр и другие. Первые мусульмане, во главе с самим благословенным Пророком, немало претерпели от рук язычников. Также немало пострадали такие беззащитные и простые люди, как досточтимые Билаль Хабаши, Абу Фукейха, Хаббаб бин Арат, из женщин - Умм Абис, Нахдийя и Зиннира. Эти люди принадлежали к самой низкой прослойке мекканского общества, они были рабами, с которыми их хозяева - язычники могли сделать все что угодно.

Терпение и твердость, с которыми эти первые мусульмане смогли отстоять свою веру, сыграли далеко не последнюю роль в распространении ислама. И вот по окончании первых шести лет пророческой миссии благословенного Посланника мы видим в их рядах таких уверовавших людей, как досточтимые Хамза и Омар, известных своим мужеством и храбростью. Но в то время как росло окружение Пророка, не дремали и язычники в поисках способа остановить распространение ислама. В пятом и шестом году пророчества некоторые мусульмане, с согласия Пророка, были вынуждены перебраться в Эфиопию. Начиная с седьмого года, многобожники согнали всех мусульман в один квартал города и держали их там в полной изоляции. Им было запрещено абсолютно все. Они не могли заниматься своими ремеслами и торговлей, не могли создавать семьи. Так продолжалось три года. В десятом году скончались досточтимые Хадиджа и Абу Талиб - два могущественных покровителя мусульман, в результате чего давление, оказываемое на мусульман, только усилилось. В эти дни в поисках покровительства Пророк, отправился в Таиф. Однако жители этого города не только отказали ему в помощи, но и забросали его камнями, и он весь окровавленный был вынужден скрыться в одном из садов, находившийся в пригороде Таифа. Здесь он смог прийти в себя, а в молитвах, которые обратил ко Всевышнему, он сказал, что если ему удалось достойно исполнить свой долг, то неважно, что ему пришлось при этом претерпеть. А ведь он, вне всякого сомнения, достойно исполнил свой долг, и сказанные им слова лишь еще раз доказывали его серьезное отношение к своей миссии.

А в это время на городском собрании в Мекке было принято решение не впускать его обратно в город. Но прибегнув к древнему обычаю пользоваться покровительством уважаемого человека, Пророк обратился за помощью к мекканскому язычнику Мутъиму бин Адыйю и таким образом смог вернуться в свой город.

Пока длились все эти бесконечные испытания, любимый господин наш был удостоен мираджа и высочайших проявлений Божьего благоволения, которыми он сопровождался. Он предстал перед Всевышним и получил возможность услышать волю Его без чьего-либо посредничества.

То, что господин наш, Пророк, был удостоен чудесного вознесения к Престолу Всевышнего, было знаком того, что рано или поздно ислам ожидает триумф.

Несмотря на все трудности, благословенный Посланник продолжал трудиться на пророческом поприще. Особое внимание он уделял дорогам, по которым в город приходили странники и торговцы. Вскоре он встретился с группой людей, пришедших из Медины. Милостью Аллаха они приняли ислам. Потом в Акабе были заключены первый и второй договоры между ним и представителями из Медины. Вслед за этим волею Аллаха и с соизволения Пророка началось переселение мусульман из Мекки в Медину. В исламской литературе это было названо "хиджрай". Одними из последних Мекку покинули наш любимый Пророк и досточтимый Абу Бакр. Это путешествие было сопряжено с массой трудностей, ибо начиная с пещеры Савр и вплоть до самой Медины они преследовались своими врагами и не раз оказывались лицом к лицу со смертью. И все-таки им удалось достичь Медины, которая в отличие от Мекки приняла их с распростертыми объятиями. Мединцы сплотились вокруг Пророка и оказали всяческую помощь переселенцам из Мекки, оставивших свой город и все свое имущество во имя высших идеалов. Именно поэтому Священный Коран назвал мединцев "ансар", т.е. теми, кто оказал помощь. В итоге акция взаимопомощи приобрела особое духовное измерение и смогла залечить душевные раны, образовавшиеся после нескольких лет жестоких преследований. В свою очередь, мухаджиры (переселенцы из Мекки) учили мединцев вере и делились своим религиозным опытом. Очень скоро у мусульман в Медине появился свой рынок, благодаря чему многие мухаджиры получили возможность найти себе работу. Так мусульмане заняли свое место в экономической жизни города.

Все это сильно напугало язычников Мекки. Они пришли к решению, что мусульман следует уничтожить, пока они еще не очень сильны. В результате между язычниками и мусульманами произошло несколько таких сражений, как Бадр, Ухуд, Хандак, Мурайси и др.

В 630 году мусульмане взяли Мекку. Благословенный Пророк, хотел очистить священную Каабу от идолов и вернуть ее в лоно веры Господней, как было когда-то во времена Пророка Ибрахима. Поэтому он никому не мстил и не держал ни на кого зла. Он обладал достаточной властью и силой для того, чтобы наказать всех язычников, которые на протяжении более двадцати лет пролили немало мусульманской крови. Но он объявил всеобщую амнистию. Проявил величие, простив всех, в тот момент, когда вполне справедливо мог их наказать. У него не было времени на мелочи, он хотел вернуть Каабе ее былое величие и чистоту. И когда его муэдзин - Билаль взошел в полдень на крышу храма и прочел азан, эта цель была достигнута, а в небе над Меккой был провозглашен принцип единобожия.

В результате по всему Аравийскому полуострову пронесся священный зов ислама. В течение года после своего возвращения в Медину наш господин принял представителей сотен племен, живших в разных частях полуострова. Большинство из них вернулось к своим племенам уже будучи мусульманами.

Наш любимый Пророк на протяжении всей своей пророческой деятельности с великим терпением и твердостью проповедовавший людям исламскую веру, сомкнул глаза 8 июня 632 года и вознесся в объятия милости Всевышнего. Заупокойная молитва была совершена в его благословенном доме, и там же он был погребен.

Тот промежуток времени, в котором жил досточтимый наш господин, называется в исламской литературе "Аср ас-саада", т.е. "Счастливый век". В этот период сформировался костяк соратников Пророка - асхабов, который состоял главным образом из мухаджиров и ансаров. Это было поколение благородных, умных, знающих и воспитанных людей.

Те, кому в это время посчастливилось испытать на себе благодать, которую источал благословенный Посланник Аллаха, были людьми воспитанными, утонченными и избегавшими растрат и роскоши. Они не знали жадности и любили оказывать всем помощь. Верили в важность единства и взаимопомощи. Были честны и бесхитростны, боялись попрать чьи-либо права, но и умели постоять за себя. Уважали старших и окружали любовью младших. Никогда не лгали, не судачили, не ябедничали, не искали в ком-либо недостатки, а наоборот пытались помочь человеку преодолеть их. Сердца их были преисполнены верой и знанием, а сами они были добрыми, талантливыми и полезными людьми.