Во властных структурах Крыма находятся чиновники, симпатизирующие Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК), которое на протяжении двадцати лет пропагандировало идеологию радикальных сект, рассказал муфтий Таврического муфтията Руслан-хаджи Саитвалиев

– Уважаемый Руслан-хаджи, есть ли сегодня в Крыму попытки политизации Ислама?

– Конечно, после всем известных событий, которые произошли у нас в Крыму, политика играет большую роль. Однако, наш Таврический муфтият призывает прихожан не использовать религию в достижении чьих-либо политических целей. Попытки политизировать Ислам предпринимались структурой, которая работала в Крыму на протяжении 23 лет. Это ДУМК - Духовное управление мусульман Крыма. Все эти годы они использовали политику, культивируя в Крыму ваххабизм, пропагандируя "Хизб ут-Тахрир" и так называемых "Братьев мусульман" …

– Но сейчас же их нет в Крыму?

– Как нет?! Если о них не говорят, это вовсе не означает, что их нет в Крыму. Да, мы знаем, что после присоединения Крыма к России, уехало около тысячи семей. Большинство из них – ваххабиты и хизбы. Но это не означает, что уехали все сектанты. Крым, в основном, покинули лидеры радикалов, но рядовые адепты остались на полуострове. Сегодня остатки этих сект пытается лоббировать ДУМК вместе с так называемым "Духовным центром "Созидание"" - бывший "Альраид", который просто сменил вывеску! (речь идёт о Всеукраинской ассоциации общественных организаций ВАОО "Альраид", которую, в частности, спонсирует из Саудовской Аравии "Всемирная Ассамблея исламской молодежи", официально являющаяся проводником ваххабизма. – прим.). Они в течение последних двадцати лет прикрывали деятельность сектантов по всему Крыму, давая им возможность развиваться. И практически до сего дня ничего не изменилось.
– Как я понимаю, Таврический муфтият был создан, чтобы противостоять влиянию ДУМК…

– Таврический муфтият существовал в Крыму с 1831 года, и был воссоздан нами в августе 2014 года, чтобы распространять достоверные знания об Исламе и очистить исламскую общину Крыма от ваххабитов и других сектантов. Естественно, ДУМК – карманный муфтият Меджлиса, испугавшись этого, тут же назвал нас "раскольниками", якобы мы "вносим раскол" в среде крымских татар.

– Ну а какова позиция сегодняшних властей полуострова?

– Сегодняшние власти Крыма дезинформированы. Им доносят ложную информацию о том, что якобы ваххабитов и хизбов нет на полуострове. В итоге чиновники докладывают в Москву, что "всё хорошо, прекрасная Маркиза". Ничего ведь, мол, не взрывается. Но не взрывается, не значит, что нет потенциальных угроз терроризма. Сегодня у них просто нет такой возможности. Мы видим, это на примере террористов из ИГИЛ – тех же ваххабитов, действующих под патронатом террористической организации, называющиеся "Братья мусульмане". Как только им дали возможность, они начали террор. Я утверждаю, что в Крыму живут приверженцы радикальных сект, у которых главный принцип действия – "убей неверного". При этом "неверными" в их понимании являются все! То есть те, кто не с ними.

– А доказательства есть таким громким заявлениям?

– Например, летом по всему Крыму прошли проверки на наличие запрещённой экстремистской литературы. Её в массовом количестве обнаружили прямо в ДУМК и "Альраиде". К слову сказать, в наших мечетях ничего запрещённого не нашли. Так вот, последствия изъятия ваххабитской литературы для ДУМК были минимальны. Всё прошло тихо-мирно.

– Почему?

– По той причине, что у власти находятся бывшие меджлисовцы. Пожалуйста, вице-спикер Госсовета Крыма Ремиз Ильясов – бывший заместитель председателя Меджлиса, председатель Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Заур Смирнов – также бывший заместитель председателя Меджлиса, вице-мэр Симферополя Тейфук Гафаров – бывший руководитель юридического управления Меджлиса… А бывших, как известно, не бывает.

Или, например, взять вице-премьера Крыма Руслана Бальбека, который, якобы, стоял в оппозиции к Меджлису. Но, на мой взгляд, это было сделано для того, чтобы заручиться поддержкой той части населения крымских татар, которая в Меджлисе разочаровалась. Однако, эти попытки тщетны. И сегодня видя, какую работу ведет Бальбек на посту вице-премьера Крыма, понимаешь, что он уже открыто лоббирует интересы ДУМК. Достаточно одного факта, когда он, используя все доступные ресурсы, пытается забрать евпаторийскую мечеть Хан-Джами у тех, кто выступает против ваххабитов и "Хизб ут-Тахрир" и отдать в управление ДУМКу, поддерживающий сектантов.

– Но кроме местных властей, есть же ещё представители федеральные органов. Они держат руку на пульсе?

– Да, в России есть такие федеральные органы, которые предпринимают определённые меры. Но – будем откровенны - сегодня в крымские структуры управления перешло много сотрудников украинских служб. Опять-таки, бывших не бывает. До присоединения Крыма к России, на протяжении двадцати лет, почти ничего не предпринималось для противодействия развитию радикалов под патронатом ДУМК и Меджлиса. Сегодня некоторые из этих сотрудников не изменили свой подход к делу и говорят, что у нас нет в Крыму ни ваххабитов, ни хизбов.

К сожалению, я знаю, что в России многие не владеют информацией по Крыму в части затаившихся радикалов и их поддержки подвластных структур. Хотя уже есть и подвижки. Например, на днях Московское бюро по правам человека выпустило доклад, в котором говорится, что "Хизб ут-Тахрир" не утратила влияния на своих сторонников в Крыму. Эксперты бюро предупреждают федеральный центр, что в Крыму в результате внешнего воздействия может произойти эскалация этнического конфликта с использованием религиозного фактора.

Мы, конечно, своими силами пытаемся противостоять зарождающемуся этническому конфликту, но без поддержки "большой земли" нам будет сложно.

Беседовал Выползов Андрей