20-22 марта 2015 года Исполком Всемирного конгресса татар и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан провели IV Всероссийский сход предпринимателей из татарских сел регионов Российской Федерации и Татарстана, в котором принял участие Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. На сходе учувствовали 500 представителей малого бизнеса, фермерских хозяйств и подворий из более 30 регионов Российской Федерации, в том числе из Республики Татарстан.

До начала заседания участники ознакомились с экспозицией сельскохозяйственной выставки, на которой была представлена продукция фермеров и предпринимателей из ряда районов республики.

Как отметил, открывая заседание, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, сегодняшняя экономическая ситуация является серьезным испытанием для предпринимателей, в том числе для сельских. Залогом развития татарских сел, подчеркнул председатель Исполкома ВКТ, являются именно предприниматели, которые не только развивают бизнес и создают рабочие места, но и оказывают помощь своим родным местам: строят дороги, детские сады, мечети, занимаются благоустройством. Это, по словам докладчика, создает основу для развития, препятствует оттоку населения и положительно сказывается на демографической ситуации.

Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении отметил, что республике очень интересен опыт работы сельских предпринимателей в других регионах России. Он предложил главе Минсельхозпрода РТ Марату Ахметову организовать поездки делегаций руководителей муниципальных образований республики в татарские села российских регионов для изучения опыта. «Татары, где бы они ни жили — в регионах России или за рубежом — везде находят себе место, отличаются активностью и трудолюбием. Мы этим гордимся», — сказал Президент РТ. Он подчеркнул, что татарам, где бы они ни жили, в условиях глобализации очень важно сохранять единство и национальное самосознание. Основой сохранения любой нации, ее языка, культуры и традиций, заметил Рустам Минниханов, является село, сохранение и развитие которого во многом зависит от предпринимателей. Он поблагодарил участников схода за активность и вклад в развитие своих сел и, следовательно, в сохранение татарской идентичности.

По приглашению организаторов на данном сходе приняли участие муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир Крганов, председатель ДУМ ЧР, член Общественной палаты Чувашской Республики Мансур хазрат Хайбуллов, управляющий делами ДУМ г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» Марат Салахов.

В своем выступлении муфтий Альбир хазрат пригласил предпринимателей принять участие на 5-ом юбилейном форуме «Сельском экономическом форуме» – «Шыгырданский диалог», а так же сказал следующее:

Уважаемые участники форума!

Я не являюсь экономистом, но как религиозный деятель , гражданин и селянин, которому дороги и близки проблемы села, хочу сказать следующее.

Уже первому человеку на земле – Адаму было велено Аллахом возделывать землю. Это обязанность упоминается даже раньше, чем молитва. Настолько значим этот труд на земле.

Сохранение и развитие татарских сел в нашей стране – это актуальнейшая тема сегодняшнего дня для всего татарского народа.

Село было и остается донором, т.к. из него черпается ресурсов больше, чем отдается взамен. Так было всегда. Нельзя забывать, что село- это не только аграрная хозяйственная деятельность, но и источник нашей цивилизации, наших традиций и ценностей. Образно говоря, село – это душа нашего татарского народа.

И для нас весьма актуально сделать привлекательными жизнь и работу в селах, дать возможность активной и талантливой молодежи самореализоваться на местах, не обязательно уезжая в крупные города. И тогда культура татар получит новые импульсы и динамичное развитие.

Хочу доложить высокому собранию, что уже 5 – ый год в Чувашии мы проводим ежегодный Сельский экономический форум «Шыгырданский диалог », где совместно с селянами, активными предпринимателями, экономистами, чиновниками и представителями гражданского общества обсуждаем наиболее острые социальные, экономические и культурные проблемы села.

По материалам работы нашего Сельского экономического форума был обозначен ряд узловых проблем, которые будут предложены сегодня к обсуждению.

Проблемы в сфере сельской экономике:

1.Очень большой головной болью для сельских производителей является «ценовой хаос» на рынке, где нет четко отлаженной ценовой политики.

2.Следующей большой проблемой являются многочисленные посредники, недобросовестные перекупщики и непрозрачность на рынке. Производитель и его продукция часто не могут попасть напрямую к потребителю.

3.Помимо прочего важным является огромный вакуум в сфере халяль. Необходимо формировать изначально спрос и предложение, подстраиваться под стандарты халяль (они, в принципе, не сложные и понятные). Сделать привлекательными халяль-производства, что очень актуально на сегодняшний день для татар большинства областей и регионов. Производительность хозяйств в татарских селах может покрыть большую часть потребности рынка халяль в России. т.е. тем самым мы синхронизируем два больших процесса: с одной стороны обеспечиваем сельхозпроизводителей гарантированными заказами, а с другой даем потребителю продукт от понятного и прозрачного производителя, с соответствием всем исламским канонам пищевой продукции (из гарантированных источников, высококачественного и высокоэкологического стандарта). Здесь существенную роль должен сыграть Комитеты по стандартизации халяль при Муфтиятах. Мы так же готовы включится в указанный процесс, путем консультаций производителей и продвижению их на внешних исламских рынках.

Проблемы в социальной и духовной сферах:

На современном этапе традиционная культура татар, к сожалению, трансформируется. Очевидно, что эти трансформации несут не всегда позитивные черты. Село для татарского народа, наравне с городом, а иногда и чаще, было носителем значимых традиций. Но сегодня традиции вымываются и под влиянием общемировой глобализации, где стираются границы между народами и культурами и даже под влиянием исламской глобализации. Возникает вакуум, но свято место пусто не бывает. Любой вакуум, рано или поздно, будет заполнен. А вот что может прийти на смену – это очень важный и щекотливый вопрос.

Уже сейчас бросается в глаза, что на смену приходит светская безликость с отрицанием и вырождением национальной идентичности. А если смотреть глубже и проницательнее и обратить взор на плоскость религии, то мы видим, что и там наметились неоднозначные тенденции: национальная культура татар, сформированная под влиянием исламских ценностей более, чем за тысячу лет, теперь даже в селах начинает замещаться радикальной с ее отрицанием любых форм культуры, пусть даже сформировавшихся под влиянием Ислама в течение столетий. Здесь уже нет места ни национальным праздникам, ни национальной одежде, ни национальному духу, и в конечном счете – национальной государственности. Только тотальная унификация под безликие стандарты может нас ждать..

Татары всего мира, а в особенности татары Российской Федерации сверяли и сверяют свой «внутренний компас» с Татарстаном и ориентируется на Казань. Куда, как ни на Казань нам всем ориентироваться? Сейчас мы имеем все возможности консолидировать вокруг единого центра наши духовные и экономические силы, выстроить новую систему взаимосвязи со всеми татарскими диаспорами в РФ, уделив особенное внимание селам.

Особую роль в этих процессах нужно выделить для президента Республики Татарстан, который может выступить не только как административный руководитель республики, но и как национальный лидер татарской нации в масштабах страны (и мира).

Важным аспектом консолидации татар на местах могли бы стать общественные Советы селы деревень, которые могли бы находиться во взаимосвязи с Татарстаном, предлагать инициативы снизу, быть в тесной духовной и экономической связи с республикой. Такие Советы созданы в большинстве татарских сел Чувашии. Например, село Токаево, Комсомольского р-на ЧР. В этом селе проживает 2000 человек (500дворов). Здесь Совет работает уже с 2008 года. В него входят активные селяне, имамы мечети, предприниматели села. Сообща предлагаются новые инициативы и выстраиваются конструктивные взаимоотношения с чиновниками. В селе около 170 детей дошкольного возраста и благодаря своим силам и материальным средствам под руководством Совета построен и открыт большой детский сад. Своими же средствами поддерживаются малоимущие слои населения, проводятся светские и религиозные праздники. В 2012 году начали строить, а совсем недавно завершили стройку и сдали большое здание медресе, открытие которой мы надеемся состоится весной с участием Президента РТ Р.Н.Минниханова и главы Чувашии М.В.Игнатьева.

Результатами этих активных действий стал бурный рост села во всех сферах. Например, на сегодняшний день рождаемость в селе Токаево превышает смертность в 3 раза. Остальные показатели также достойны восхищения. Местная администрация тоже не остается в стороне от этих инициатив, а активно идет на встречу и помогает. Еще одним интересным старозабытой уникальностью является то, что все земли бывшего колхоза и паевые земли жители оформили на мечеть и фактически это привело к эффективному управлению земельным фондом села. По статистике более 97% земли находится в постоянном и долгосрочном использовании.

Вот такие инициативы и новшества, как в Токаево должны привести к укреплению нашей традиционной культуры, духовному росту без радикализации и перегибов.

Хочу также отметить, что уже 11 лет подряд в селе Шыгырдан Батыревского района Чувашии проходят Межрегиональные научно-практические конференции «Шыгырданские чтения». На последней встрече в декабре 2014 года обсуждалась тема: «Исламская культура в сельской местности в России: вопросы теории и практики». Все участники конференции предложили уникальный и свежий взгляд на развитие села на современном этапе. Эти наработки, однозначно, не должны оставаться «под сукном», а могут и обязательно должны получить практическую реализацию в масштабе татарских сел всей страны.

Мы , в свою очередь, готовы оказать всю посильную помощь в деле объединения нас всех вокруг традиционных ценностей заложенных нашими предками.

Желаю всем участникам нашего мероприятия доброго здоровья, счастья и успехов. Да хранит вас Всевышний!

Спасибо за внимание!