16─ Татары называли ее Эби патша. Как у члена Общественной палаты, татарина-муфтия, у меня позиция проста: надо посоветоваться с народом. Если жители Казани не против, то это надо сделать. Она ведь разрешила и мечеть строить, и при ней духовное управление мусульман создано. Думаю, что она достойный политический лидер, деятель, ведь первая официальная мусульманская структура при ней была создана. Ей говорили: как так, отдала земли под постройку мечети мусульманам?! А она сказала: мечеть принадлежит мне, а то, что минарет выше, чем купол церкви, так небеса ─ Божьи владения, пусть строят.

─ Ее так напугало Пугачевское восстание, что она поняла, что с мусульманами надо работать, взаимодействовать…

─ Это тоже исторический факт. Могли бы еще один очаг напряженности создать, но приняли же правильное решение.

«ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ ОБРАЗ МУСУЛЬМАНИНА СТАЛ НЕГАТИВНЫМ»

─ В Чувашии, в Москве комфортно мусульманам живется?

─ В Чувашии комфортно. Я же понимаю, не лезу к главе региона, мол, дай нам денег, мы поделим, и все будет хорошо ─ есть законодательство, есть бюджет. Мы говорим: давайте социальную составляющую сделаем хорошей — дороги, детские сады, школы. В Чувашии, конечно, татар немного, но у нас прекрасные современные школы, садики. У нас мечети построили ─ 48, больше сегодня необходимости нет. Почему сегодня в Токаево не мечеть вторую построили, а «махалле йорты»? Потому что сейчас социально-просветительские проекты нужно развивать.

─ А в Москве как?

─ Единственный вопрос, который нас сегодня волнует больше всего, — это нехватка мечетей. Всего четыре комплекса мечетей, и мы работаем над этим вопросом. Нелегко, тут не зависит от авторитета человека: многие авторитетные политики, поверьте мне, пытались разговаривать с разными чиновниками, религиозными деятелями. Нам нужно пойти таким нелегким путем ─ работать над созданием положительного имиджа мусульман, создания позитивного общественного мнения в Москве. К сожалению, пресса много сделала, и для москвичей образ мусульманина стал негативным.

Совместно и с национальной организацией, и с религиозной что-то нужно делать. Мы этим путем идем ─ например, реализуется проект Мосгордумы «Диалог культур»: дети посещают синагоги, церкви, к нам приходят. Нас посетили уже порядка 100 школ: я смотрю, как заходят и как уходят ─ совсем другие. Один мальчик вообще даже сказал, что ему дедушка запретил в мечеть заходить, мол, мы люди верующие. Он зашел, потом такое удивление было… Есть и православные крайних взглядов, и околоцерковные организации тоже нагнетают, что, дескать, не надо, это православный город, здесь не должно быть мечетей. Хотя официальные православные религиозные деятели в поддержку строительства мечети даже письмо мэру писали.

─ С Собяниным какие отношения?

─ С Сергеем Семеновичем хорошие отношения, мы с ним не раз встречались. Он очень конкретный человек, сам нам оказывает поддержку. Мы говорили и про мечеть, у нас ведь пока большой мечети нет. Мы пять лет назад первыми предложили проводить большие богослужения в закрытых помещениях, чтобы мусульмане не на улице мерзли, а в теплом помещении смогли помолиться, и власти Москвы пошли навстречу, нам всячески помогают в выделении помещений. Уже по 10 тысяч человек приходят на эти службы в выставочные залы в Сокольниках. Это очень светлое красивое помещение. Мы расстилаем ковры, ставим минбар, проводим аппаратуру, и получается такая площадь для коллективной молитвы.

— Почему в Москве мало мечетей?

— Давайте будем честными! Сколько у нас регионов с большим количеством мусульман? Татарстан, Башкортостан, республики Северного Кавказа, и у всех в Москве есть полпредства. Почему регионам нельзя выкупить отдельно стоящие здания и при полпредствах создать духовно-просветительские центры? Конечно, кто-то один это осилить не сможет, но республика-то ведь может себе это позволить: сделать там многофункциональный зал для молитв, женский зал, зал для детей. Такие есть в Москве. Если даже 10 субъектов федерации сделают такие культурные центры, мы вопрос сняли бы, а просто говорить на публику, что вот, мэр, вопрос реши. Вы вопрос решите! Он же на поверхности, просто нужно желание это сделать, и это было бы большим шагом в сохранении национальной идентичности. Это была бы реальная поддержка соплеменников в столице.

─ Много татар в Москве?

─ Много. Я не согласен с цифрой 300 тысяч, которую недавно назвали, этого не может быть. По-моему, Лужков говорил о цифре 600 – 700 тысяч. Второй по численности народ России не имеет в ее столице культурно-досуговых центров! В Москве порядка 200 театров, говорят, но почему-то нет ни одного татарского театра, школы искусств, национального концертного зала. Если нельзя мечети строить, почему нельзя их дать?

─ А будет ли спрос?

─ А почему нет? Приезжала группа артистов из театра имени Камала ─ так были аншлаги. Наш народ любит культурно-просветительские акции посещать. Нам тоже где-то нужно воспитывать и приобщать будущее поколение к нашей родной культуре.

─ Как ислам относится к театру?

─ Хорошо относится, если там нормальные произведения. Воспитание же должно быть везде, мы же должны идти в народ. Если где народ собирается, мы должны быть там. Другой вопрос ─ сумеем ли мы выстроить отношения с режиссерами, с артистами? Мы должны до них довести наши взгляды, общечеловеческие, традиционные ценности и через театр популяризировать их. И люди это будут понимать, просто нужно работать.

─ Нынешняя позиции РПЦ какая? Диалог есть, не конфликтуете?

─ Диалог хороший, не конфликтуем, у нас прекрасные отношения с Его Святейшеством со времени, когда он еще был митрополитом. Мы буквально недавно вместе открывали турнир по русскому хоккею на призы Его Святейшества. Была и группа мусульманской молодежи, и православные ребята — они вместе на Красной площади играли хоккей. Потом ребята полетели на Соловки, там играли.

─ Но это не РПЦ мешает вам с мечетями?

─ Я думаю, что не РПЦ, это определенные круги, которые с опаской смотрят на развитие религии вообще. Еще один момент ─ нужны чиновники, которые не побоялись бы взять на себя ответственность. У нас они только стараются перекладывать ответственность друг на друга ─ система власти же громоздкая.

─ Как в Москве развита халяль-индустрия? Комфортно ли в этом смысле живется там практикующим мусульманам? (Ленар Ситдиков)

─ Ищущий всегда найдет ─ если человек хочет найти халяльную еду, он находит. Там есть и частники, которые везут из деревень халяльное мясо, и магазины при мечетях, так что работа выстроена. В халяльные рестораны, где проводятся меджлисы, люди с удовольствием ходят. Есть «Мирадж», есть «Идель», есть «Кунак», туда в выходные сложно попасть — если ты проводишь меджлис, то нужно заранее записываться.

 Альбир Крганов: «Мусульмане уже устали от интриг, этого театра абсурда»

http://www.business-gazeta.ru/article/309609