18В этом году исполнилось 110 лет уникальной, сохранившейся в первозданном виде, мечети деревни Благодаровка Челно-Вершинского района Самарской области, которое входит в сельское поселение Сиделькино. 

История села берет свое начало со второй половины XIX века. Первоначально оно называлось Благодатное. Одним из первых поселенцев здесь был татарин Хусаин, от его имени пошло татарское название села — Хусаиново. 

Несмотря на то, что сегодня в селе постоянно проживают около 15 человек, на праздник собрались около 200 человек. Это говорит о том, что село не забыто и родившиеся здесь люди чтят и помнят историю села, своих предков. 

Среди почетных гостей была делегация из Самары в лице председателя Регионального Духовного управления мусульман Самарской области (РДУМСО), муфтия Талипа-хазрата Яруллина, имама-хатыба Исторической мечети, коран–хафиза Наиля-хазрата Биктаева, директора музея Самарской Соборной мечети Нажипа Сайфутдинова. 

Мечеть удивительна по своей архитектуре. Непривычно маленькая дверь при входе. Как объяснил Наиль-хазрат Биктаев, эта особенность служит для того, чтобы, входя в мечеть, прихожане приклонялись и усмиряли свой нрав, проявляли уважение к дому Аллаха. Было рассказано много интересных фактов из истории села и мечети. 

Председатель Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области, муфтий Талип-хазрат Яруллин поздравил жителей села с этим значимым событием. Он рассказал о том, как Пророк Мухаммед учил, что прежде чем строить дома в новом селении, нужно построить мечеть. Талип-хазрат отметил важность тех религиозных знаний, которые передавали хазраты, жившие в Благодаровке — Габдульбари-хазрат и Шакиржан-хазрат.  От имени Центрального Духовного Управления мусульман России (ЦДУМ России) собравшихся поздравил проректор по учебной части Российского исламского университета г. Уфы Дамир-хазрат Нафиков. Он рассказал о своем опыте работы на Дальнем Востоке и о том, что там первые мечети были построены татарскими муллами: «Когда они переселялись в Сибирь, жили в землянках, строили мечеть и только потом строили себе дом». 

В качестве поздравления Дамир-хазрат высказал удивительно красивое пожелание жителям села: «Пусть вы будете такими же красивыми, как луна, такими же обильными, как дождь, благодаря тому, что вы будете соблюдать, оберегать и сохранять традиции ваших предков». 

Директор музея Самарской Соборной мечети Нажип Сайфутдинов рассказал историю ишан-бабаев: кто они такие, как они строили медресе, давали духовно-нравственное образование, как и где они сами обучались. Он подарил жителям села баннер со списком ишан-бабаев, история которых начинается от Пророка Мухамеда до последнего ишан-бабая, жившего здесь. 

Из его выступления и рассказов других почетных гостей все услышали много исторических фактов и событий, которые происходили в Благодаровке. Например, узнали о том, что решение о строительстве мечети было принято по мере роста населения села. Существует предание, что организаторы строительства мечети в поисках средств обратились к русскому помещику из села Зубовка. Он славился своим суровым характером и жесткостью. Жители села пришли к нему с просьбой о помощи и застали за обедом. Они обратились к нему с вопросом, но он не отвечал 15 минут, а просто кушал. Затем встал, повел их во двор и показал готовый сруб, который он то ли строил сыну, то ли хотел там сделать мельницу. В итоге он подарил его татарским активистам, и за одну ночь сруб перевезли в Благодаровку. Первым имамом в новой мечети был Шарифулла-хазрат, который организовал первые занятие по исламу. 

Примечательна история Благодаровки-Хусаиново тем, что селу суждено было стать одним из центров исламского просвещения в России в начале ХХ века. Следствием репрессий первых десятилетий ХХ века стало перемещение духовного центра из села Курманаево («Кизляв») в Благодаровку. И этот период тесно связан с именем Валиахмеда-хазрата Сабирова, который был и имамом мечети, и учителем, и наставником многих представителей высшего духовенства и просто уважаемым и авторитетным человеком как для мусульман, так и для людей, имевших другое вероисповедание. Благодаровка превратилась в один из значимых духовных центров мусульман, где каждый житель села получал уроки нравственности. 

В завершение все собравшиеся посетили место захоронения выдающихся деятелей просвещения села Благодаровка и почтили их память.