1321 сентября 2017 года Муфтий Регионального Духовного управления мусульман Пензенской области Адельша хазрат Юнкин пообщался с аксакалами в мечети № 1903 г. Кузнецка, отвечал на их назревшие вопросы и провел обеденную молитву.

Старейшины задели один, но очень животрепещущий и интересный вопрос. В мечети, после совершения предписанной части намаза, джамаат совершает последующую сунну намаза. И лишь после этого делает зикр (по 33 раза субханал-лах, 33 аль-хамдулил-лях, 33  Аллаху акбар), а затем завершает намаз молитвой (дуа). Кто-то же сразу, после совершения предписанной части намаза, делает зикр и дуа, а затем либо совершает сунну или вообще уходит. По их мнению, «совершение зикра и дуа сразу же после предписанной части намаза является сунной. Совершение же зикра и дуа все по их же мнению, согласно мазхабу ханафитского толка, после совершения сунны намаза, противоречит сунне. Хотелось бы узнать, насколько обосновано их мнение. И действительно ли наши действия противоречат сунне?

Муфтий хазрат привел по этому поводу несколько хадисов. В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо, после каждой молитвы, будет произносить 33 раза «субханал-лах», 33 раза «аль-хамду лил-лях», 33 раза «Аллаху акбар», все в общем будет 99 раз, и в сотый раз скажет: «Ля иляяхаиллял-лахууахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уаляхуль-хамду вахуааляякулли шайин кадиир»,-то ему простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской». В другом риваяте сказано: «Тот, кто после каждой предписанной молитвы будет читать «Аятуль-Курси», будет под покровительством Аллаха до следующей молитвы. Как видно из приведенных риваятов, совершение зикра и дуа после молитвы является важной сунной посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует). Что же касается совершения зикра и дуа непосредственно после предписанной части намаза, то среди ученых существует два мнения относительно этого вопроса. Остановимся на мнении ученых мазхаба ханафитского толка, которые берут за основу хадис, переданный Муслимом от Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором сказано: «После приветствия в намазе посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям ваминкас-саляям, табааракта йазаль-жаляяли валь-икраам» и другие хадисы. С целью соответствия действий подобным хадисам, ученые мазхаба ханафитского толка придерживаются мнения, что зикр и дуа следует делать не после предписанной части намаза, а после совершения последующей сунны. Если же совершать зикр и дуа непосредственно после предписанной части намаза, то это будет противоречить вышеприведенному хадису. Если так, то посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) в намазах, в которых после предписанной части следовало совершить сунну, после совершения предписанной части молитвы и произношения короткого зикра, наподобие слов «аллахумма антас-саляям ваминкас-саляям, табааракта йазаль-жаляяли валь-икраам», вставал и в своей комнате, соседствующей с мечетью, совершал последующую сунну намаза, а затем произносил зикр и дуа, приведенные выше. К тому же, слова в хадисах «после предписанной части намаза», ни в коей мере не противоречат произношению зикра и дуа после последующей за предписанной частью намаза сунны. Так как «сунна муаккада», которую следует совершать после предписанной части намаза, является важной частью молитвы.

В настоящее время, в наших мечетях, джамаат вместе с имамом, после намаза, произносит зикр и делает дуа. Этим преследуется цель научить зикру и дуа тех, кто пока не умеет правильно произносить их. К тому же многие часто игнорируют зикр и дуа, которые посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) произносил после намаза. А ведь это очень важный вид сунны. По этой причине, когда имам вслух произносит зикр, джамаат, повторяя за ним его действия, совершает важный вид сунны. Некоторые могут думать, что произношение зикра и дуа джамаатом является бид’атом. Но в нашей религии нет ни одного запрета на это действие. Для того, чтобы какое-либо действие являлось бид’атом нужно, чтобы в религии не было его основы. А произношению зикра и дуа джамаатом после намаза в шариате есть веские доказательства. К тому же наша религия придает особое значение совершению какого-либо благого деяния джамаатом. И по причине того, что произношение зикра и дуаджамаатом отвечает требованиям аятов и хадисов, в которых сказано: «Поминайте Аллаха». «молитесь Аллаху», -это действие ни в коей мере не противоречит шариату. К тому же во время зикра имам лишь начинает произносить слова возвеличивания Аллаха, а каждый человек сам произносит слова зикра.

 Следует сказать, что совершение последующей после предписанной части намаза сунны дома не противоречит шариату. Но учитывая, что наши дома не находятся рядом с мечетью, наподобие комнат нашего Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), и затягивающую нас повседневную рутину, нам трудно совершить последующую сунну у себя дома. По этой причине предпочтительнее совершать предписанную часть и сунну молитвы, а также зикр и дуа в мечети вместе с джамаатом.