13Муфтий РДУМ Пензенской области Абубякяр хазрат Юнкин перед прихожанами, собирающимися на вечернюю молитву – магриб и ифтар (вечернюю трапезу) выступил с небольшой проповедью о тех категориях лиц, кому можно не поститься в Рамазан.

Пост в месяце Рамазан является одним из столпов Ислама. Однако некоторым категориям людей дозволяется не поститься, иным же даже запрещено соблюдать пост. Условий, возлагающих на человека обязанность соблюдения поста в месяце Рамазан, три: умственная полноценность, достижение возраста совершеннолетия, физическая способность поститься.

Разрешается не соблюдать пост в следующих случаях: во время болезни; во время путешествия; детям, несовершеннолетним по Шариату; потерявшим разум; людям в бессознательном состоянии (потерявшим сознание); пожилым людям, которые не в состоянии соблюдать пост; беременным и кормящим грудью; женщинам во время месячных кровотечений и в период послеродового очищения поститься запрещено.

13 1

Что касается путника и болеющего человека, об этих двух категориях людей в Священном Коране говорится (смысл): «Тот, кто из вас болен, и пост может быть вреден при этой болезни, а также тот, кто в пути, имеет право не соблюдать пост. Он должен поститься такое же число дней в другое время (когда вернется из поездки или выздоровеет)» (сура «аль-Бакара», аят 184). Не соблюдать пост больному дозволяется, если положение его затруднительное для соблюдения поста. А если есть опасность для жизни постящегося или для работы какого-либо его органа, то в такой ситуации человек просто обязан прервать пост. Как сказано в Коране (смысл): «Не ввергайте самих себя в гибель» (сура «аль-Бакара», аят 195).

Если болезнь постоянная, хроническая, мусульманину не нужно намереваться соблюдать пост. А если болезнь такая, что состояние больного меняется, например, как лихорадка (то температура повышается, то падает), – следует ждать возможности вернуться к посту. Если до рассвета человек болеет и неясно, будет он себя хорошо чувствовать на следующий день или нет, то ему дозволено не иметь намерения соблюдать пост. А если днем болезнь не проявляется, то он обязан делать ният (намерение) соблюдать пост. Что касается путника, ему разрешается не соблюдать пост, если даже нет для него в этом трудностей. А наилучшим будет поститься, чтобы не упустить время и возможность получить вознаграждение за богослужение (ибадат). При возникновении трудностей путнику желательно прервать пост.

13 2