Подходит к концу месяц Раджаб, вот-вот начнется Шагбан, а за ним чуть больше чем через месяц, а именно с заходом солнца 5 мая мусульмане всего мира вступят в Великий месяц Рамазан - месяц поста, Корана, милости и прощения. Раджаб и Шагбан не только предваряют месяц Рамазан, но и являются подготовкой к нему. Еще до наступления Рамазана правоверные мусульмане готовятся к нему, просят Аллаха помочь им достичь Рамазана живыми и здоровыми, а также быть энергичными в посте. Для этого необходимо крепкое намерение и предварительное планирование, чтобы извлечь максимальную пользу от этого благословенного месяца.
 
О том, как готовятся к Рамазану мусульмане Сурского региона и о многом другом, рассказал корреспонденту газеты «Иман» имам – мухтасиб Неверкинского района Равиль хазрат Кулахметов.
 
Равиль хазрат, приветствую Вас, как мусульмане области готовят себя встретить Священный месяц в этом году?
 
- Ас-саляму алейкум! Желаю всем мира, милости Божьей и Его благословения. Не у кого не вызывает сомнения, что Рамазан — месяц особого богослужения. Это очень важный период для мусульманина, когда нельзя не только упускать возможности особого поклонения Аллаху, но и нужно соревноваться с другими в усердном богослужении. Именно об этом сказал Всевышний в Священном Коране (смысл): «И к этому (богослужению) пусть стремятся стремящиеся» (сура аль-Мутаффифин, 26).
 
От лица руководства РДУМ Пензенской области могу отметить, что верующие нашего региона с особым трепетом и терпением ждут начала великого поста, постоянно интересуются, когда же наступит этот месяц, заранее приглашают на ифтары (вечерние трапезы после дня поста), спрашивают как можно лучше подготовиться к уразе. Вместе с этим, по нашему совету и наставлению, проводят некоторые дни и ночи в дополнительном поклонении и посте. К примеру, наряду с еженедельным постом каждый понедельник и четверг, поклоняются и постятся в особо почитаемые дни и вечера: Рагаиб, Миградж, Бараат и другие. Буквально только вчера коллективно вместе с прихожанами с. Кунчерово, вспоминая важное событие в истории Ислама: чудесное перенесение Пророка Мухаммада из мечети Аль-Харам в Мекке в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме и вознесение его к Аллаху, встретили и оживили поклонением ночь Аль-Исра валь Миградж. Такое же мероприятие было проведено в приходе соседнего села Демино и других.
 
Некоторые говорят, что месяц Рамазан – это удачный повод избавиться от вредных привычек, некоторые – чтобы оздоровиться, избавиться от лишнего веса. В чем, по-вашему, заключается духовный смысл месяца Рамазан?
 
- Облегчение и лёгкость, которые приходят вместе с этим месяцем, помогают людям избавиться от многих грехов, пагубных привычек и непристойных поступков. Не редки случаи, когда заядлые курильщики и любители спиртного   смогли избавиться от пагубной зависимости. Но пост, это не просто голодание, но и воздержание от всего дурного. Это своего рода проверка, испытание себя на прочность, в результате чего многому учишься, а в конце чувствуешь себя победителем. Ведь это каждодневное проявление терпения, умение доводить начатое до конца и возможность искупить грехи, через пост прийти к очищению духа.
 
В предыдущем ответе вы заговорили о голодании, каково мнение Ислама о нем?
 
В исламе есть важное правило, которое гласит: «Религия основана на том, что приносит пользу, и на том, что устраняет вред». Иными словами, что приносит пользу человеку – разрешено или допустимо, а что приносит вред – запрещено или нежелательно, в зависимости от степени пользы или вреда. Если подводить прием пищи под это правило, то можно сказать следующее. Если человек употребляет дозволенную пищу, приготовленную с омовением, то его тянет к совершению благого. А если он будет употреблять всё подряд, невзирая на его дозволенность, то он будет потакать своим страстям (нафсу) и совершать грехи. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Освещайте свои сердца голодом, боритесь со страстями голодом и жаждой, стучите в двери Рая голодом (т. е. вознаграждение за голод – это Рай). Поистине награда за голод подобна награде за усердие на пути Аллаха. Нет деяний более угодных Аллаху, чем голод и жажда». То, о чем я говорил выше, касается религиозного голодания, которое полезно и вознаграждаемо Всевышним Аллахом, если оно выполняется в меру. В другом хадисе сообщается, что Пророка, да будет доволен им Аллах, спросили о непрерывном посте, и он сказал: «Кто постился всю жизнь, тот не постился никогда». Он повторил это дважды. Из этого хадиса ясно следует, что поститься без перерывов в течение всей жизни или длительного промежутка времени вредно и запрещается.
 
Улучшение здоровья и самочувствия в результате отказа от вредных продуктов провоцирует многих людей начать лечебное или медицинское голодание. В последнее время все чаще говорят о нем, есть сторонники и противники этого, кем являетесь Вы, сторонником или противником данного лечения?
 
Да, сегодня, в основном девушки и наши сестры, для того чтобы выглядеть как модель с обложки журнала, голодают и изнуряют свой организм до такой степени, что попадают в больницу с диагнозом «обезвоживание» или «дистрофия». Подобное отношение к организму запрещается.
 
В Священном Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь.» (2:172–173). Вместе с тем, Ислам запрещает самоубийство и запрещает человеку подвергать свою жизнь опасности. Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя (друг друга)» (4:29). Эта угроза распространяется и на тех, кто губит себя, делая то, что вредит их здоровью и становится причиной тяжёлых заболеваний, часто со смертельным исходом. 
 
В моей практике общения с прихожанами недавно произошел один случай, когда у одного из них обнаружили панкреатит. Я ему посоветовал немного пересмотреть свой рацион, попостится в понедельник и четверг, как сейчас модно выражаются, сказал, переходи на П/П (правильное питание) или обратись к врачу. Он со своим диагнозом обратился к врачу высшей категории  и ему, на ряду с медикаментозным лечением,  был назначен   холод, голод и покой на короткий определенный период  для облегчения его состояния, и то под наблюдением  врача. Я думаю это как раз тот случай, когда голод разрешен с медицинской точки зрения при определенных заболеваниях.
 
Голодание и голодовка созвучные и схожие друг к другу слова. А есть ли место в Исламе голодовке?
 
Ну, голодовка по мне – это когда человек, по определенным мотивам или преследуя какие-либо цели, объявляет свое несогласие, протест чему-либо и перестает, есть пищу, а в некоторых случаях даже пить воду. Спустя какое-то время этот человек лишается сил, а спустя еще какое-то время, умирает. Подобное можно назвать другим словом – самоубийство! А самоубийство – это одно из тех деяний, которое категорически запрещено в Исламе. Так как Аллах Всевышний, который сотворил нас из небытия, даровал нам наше тело и благо жизни, даровал нам все это в качестве аманата. И человек обязан оберегать этот аманат и защищать его от любых опасностей. Человек, который собственными руками подвергает свою жизнь опасности, будет нести ответственность перед Аллахом Всевышним. Говоря в Коране: «...не обрекайте себя на гибель» (аль-Бакара 2/195), наш Всевышний Господь приказывает нам защищать от любых опасностей, как нашу духовную жизнь, так и нашу физическую жизнь.
 
Если посмотреть на историю Пророка Мухаммада (с.а.в.), то он голодовал, иногда вынужденно (из-за отсутствия пищи), но никогда не проводил акции голодовки и не призывал к этому своих сподвижников. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:  «(Дело того,) кто внесёт в наше дело то, что не имеет к нему отношения, (будет) отвергнуто. (Аль-Бухари; Муслим). Подытожив, можно смело сказать, что подобные акции с точки зрения нашей религии, не одобряются и не разрешены.