Курсы повышения квалификации имамов Приволжского федерального округа успешно работают вот уже на протяжении года. За это время обучение прошла не одна сотня имамов из разных регионов Поволжья. Вот и нынешний поток объединил имамов из разных регионов. В частности, приехали имамы из разных районов Татарстана и Кировской области, в их числе и Рушан-хазрат Хузин, который заметно выделяется среди всех имамов своей военной формой. Как оказалось, он является полковым имамом. 


- Рушан-хазрат, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Откуда Вы родом? Что подвигло Вас стать имамом?


- Родители мои родом из Татарстана, из Сабинского района. Сам я родился в Красной Поляне. Имамом стать захотел, потому что с самого детства воспитывался в традициях Ислама. Родители набожные люди, бабушка, как говорится, впитал религиозность с молоком матери. В семье всегда все были верующие. И потом, в роду у меня, как и у многих, наверное, были имамы, муллы - это также сыграло свою роль.

- Где Вы получали религиозное образование?

 


- Светское образование я получил здесь в Казани, учился в Юридическом университете. При, тогда еще КГТУ, сейчас КНИТУ, был факультет религоведения, это был факультет дополнительного образования. Вот там я и получил азы религиозных знаний и стал изучать религию дальше. В данный момент обучаюсь в Российском исламском университете, в Башкортостане, на полкового имама.

- Каким образом происходит отбор в ряды полковых имамов? Есть ли определенные условия, требования, которым должен соответствовать кандидат?


- Условия достаточно жесткие. Конечно это должен быть человек военный, иметь хотя бы базовое религиозное образование, и обладать авторитетом среди служащих.

- Был ли у вас опыт работы имамом, если выражаться терминами военных — на "гражданке"?


- Да на гражданке я был имамом, правда, недолго. Работал при мечети помощником имама в детском мусульманском лагере.

- Рушан хазрат, в связи с этим возникает вопрос, а какие же особенности работы полкового имама?


- Это, конечно, более строгая дисциплина. Работая в обычной мечети, ощущается большая свобода людей. При желании они могут не выполнять того или иного действия. В армии же такого быть не может. И нужно отдавать себе отчет, что если ты имам, то все смотрят на тебя и, возможно, пытаются равняться, поэтому нужно всегда четко контролировать свои слова и действия, чтобы любая оплошность не стала поводом для дискредитации в глазах сослуживцев.

- Как проходит один день имама в армии?


- День начинается с намаза, конечно же. Потом уже, подъем, построение на плацу и выполняешь свои непосредственные обязанности. Так как должность имама в армии пока еще до конца не узаконена, приходится совмещать обязанности военного с обязанностями имама.

- По Вашему, насколько востребована должность имама среди солдат?


- Конечно, достаточно востребована, поскольку с солдатами, как правило, работают психологи, зачастую женщины. Но не каждый мужчина может откровенно поговорить с представительницей слабого пола, иной раз, возможно, гордость не позволяет попросить совета у женщины. И очень кстати здесь оказывается полковой имам, с которым можно поговорить на любую волнующую тему, просто выговориться, высказать свое мнение. Не редко военные обращаются с частными вопросами, касательно никаха, или обрядовой части Ислама. Причем, обращаются не только мусульмане, но и представители других религий, не мусульманских народов. Они интересуются Исламом, некоторые даже принимают нашу религию.

- Вы проучились на курсах повышения квалификации имамов. Полезны ли оказались для вас эти курсы? Узнали ли Вы что-то новое для себя?


- Несомненно, эти курсы очень полезны. Много нового я узнал в определенных вопросах. А именно какие-то особенности обрядовой части ислама, тонкости темы погребения и никаха. Очень интересны были занятия по психологии и информация о различных сектах и течениях. Такие курсы необходимы, так как есть возможность встречаться со своими коллегами обмениваться мнениями по тем или иным вопросам. Даже простое общение с хазратами из разных регионов приносит много пользы для нас, делает нас сплоченнее.

Беседовал Тазиев Ильдар