Воссоединение Крыма с Россией, произошедшее в марте 2014 года, не избавило полуостров от тех проблем, которые развивались последние 23 года его нахождения в составе независимой Украины. В том числе и тех проблем, которые так долго копились и зрели в среде крымских татар. Теперь после возвращения этого тюркского мусульманского народа в состав России многие из проблем, с которыми он сталкивался, по-прежнему остаются актуальными и злободневными. Среди таковых имеются в религиозной сфере. О том, что сейчас происходит в мусульманской умме Крыма рассказал общественный и религиозный деятель, член крымскотатарской общественной организации "Милли фирка" ("Национальная партия") Танай Чолханов.

Танай-бей приехал в Крым за месяц до всенародного референдума и видел своими глазами, как творилась новейшая история Евразии. А на полуострове в те неспокойные дни все смешалось, провокаторы сеяли вражду между татарами и русскими, а самопровозглашенное правительство Украины грозило штурмом Перекопа. Танай-бей путешествовал с дорожной сумкой и четками по дорогам Крыма, через блокпосты самообороны, через татарские поселки и дорожную пыль. Приходилось участвовать в стычках и успокаивать людей словом и делом, призывая прийти на референдум, чтобы показать там свою позицию. Потом вел передачу "Крымскотатарский вопрос" на портале интернет-ополчения "Крымский Фронт". А сегодня война пришла в Донецкую и Луганскую народные республики, которые охвачены огнем войны. И тысячи беженцев потянулись к Крыму как к острову спасения и свободы, отстоявшему право жить вне фашистского режима хунты. Лидеры хунты и национал-предатели, которых язык не поворачивается назвать детьми татарского народа, во всю кричат о том, что крымские татары видят врага и в ополченцах Юго-Востока, и в России в целом. Но первое, кого видят беженцы по приезду в Крым это Таная-бея и его татарскую команду, одетую в небесного цвета майки с тамгой хана Гирея. Да, команда волонтеров-татар, в которой Танай Чолханов является координатором, работает в составе интернациональной волонтерской группы. И всем становится ясно, что очередная ложь западных провокаторов и их планы, в очередной раз потерпели фиаско. А мы видим, как в национальном движении крымских татар появляются новые сильные лидеры, способные вновь привести народ к единству и процветанию.

- Танай бей, Вы свою религиозную деятельность начинали в Санкт-Петербурге. Как Вы оказались в Крыму? Что побудило Вас совершить хиджру (переселение) в Крым?

- С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Когда Крым оказался под угрозой военного вторжения сил хунты я понял, что нужно собираться и ехать. Мы сидели с семьей за столом, ели, пили чай, а мой народ в этот момент становился заложником в политических играх. Тот, кто не переживает со своим народом времена горя и лишений, не имеет права жить с ним во времена процветания. Я взял в дорогу все самое необходимое и улетел в Крым. Моя семья поддержала меня в этом решении.


- Давайте обсудим ситуацию в мусульманской умме Крыма. Справедливы ли характеристики экспертов и наблюдателей, что сегодня мусульманское сообщество полуострова представляет собой целый винегрет радикальных течений ислама от ваххабитов до Хизб-ут-Тахрир?

- Да, здесь представлено все разнообразие экстремистских течений и сект. И все они живут в мире и согласии, что доказывает их умелое управление из одного центра. Судите сами, - экстремисты-боевики, после победы России в Крыму, резко и централизованно переместились в горящий войной Донецк и Луганск. "Братья-мусульмане" ("Ихван аль-Муслимун") заявили о полном взаимопонимании с Хизб-ут-Тахрир. Проповеди ваххабитов в мечетях и, более того, в татарских школах продолжаются, в рамках программ ДУМ Крыма.

- Многие в России не знают про организацию "Аль-Раид". Исламоведы говорят, что это украинское отделение "Братьев-мусульман". Это так?

- Абсолютно верно. Видите ли, "Аль-Раид" несколько раз меняло название. Когда приходило понимание того, что это откровенно экстремистская организация, они просто меняли вывеску. Они были уже "Ар-Райдом", а теперь называются "Духовный Центр Созидание", но в своей сути это обычные экстремисты, управляемые западными спецслужбами.

- Организационно мусульманская умма Крыма расколота. Есть Духовное управление мусульман Крыма во главе с Эмирали Аблаевым, который часто называют исламским отделом Меджлиса, и есть Духовный центр мусульман Крыма, который критично относится к Меджлису. Этот раскол случаен или закономерен? И что Вы сами думаете об обеих организациях?

- Раскол закономерен, так как структура ДУМ Крыма централизованно поддерживала и, повторюсь, поддерживает все секты и экстремистские течения. В мечетях проповедуют ваххабиты, актив Хизб-ут-Тахрир лезет в политику, и все это прикрывается ДУМК, который подчинен напрямую Меджлису. Пока Меджлис и ДУМ Крыма не будут полностью демонтированы и забыты, мусульман Крыма будут пытаться затащить в ту или иную секту, и организовывать провокации. Это мое мнение, но у политической элиты мы видим некоторую нерешительность в этом вопросе, к сожалению.

- Сами крымские татары осознают проблему религиозного экстремизма? Просто иногда существует стремление отрицать эту проблему по принципу "да, они – ваххабиты, но они же крымские татары, они – наши соплеменники". И вот такими разговорами в итоге проблема не решается никак….

- Изначально лозунг "да, они – ваххабиты, но они же крымские татары, они – наши соплеменники" произнес Эмирали Аблаев в прямом эфире, сейчас это можно увидеть в записи. Очень удобный, кстати, девиз. Звучит примерно как "Чикатило - тоже человек". Ну, вот Вам и иллюстрация методов Меджлиса и ДУМ Крыма. А итог один: татары не доверяют духовным лидерам, и не знают уже в какой мечети нет сектантов и экстремистов. Ведь организации экстремистов и сектанты бросают тень на Ислам в целом, и этим опять в первую очередь пользуются наши враги, принося раскол в общину мусульман всей России.

- Не наблюдаете ли Вы тенденцию к маскировке ваххабитов и прочих фундаменталистов? Т.е. до воссоединения Крыма все они чувствовали себя вольготно, а вот теперь в составе России они стараются скрыть свои взгляды и убеждения, как бы выжидая чего-то .

- Могу сказать совершенно точно, они все "размотались". Теперь на меня, и на любого человека, одетого в соответствии с Сунной, с бородой и стрижеными усами многие поглядывают с опаской. А ваххабиты уже давно побрились, но проповедуют так же и там же. Это скрытая угроза, они стали осторожней и быстро учатся жизни в новой реальности. Кстати, не исключено, что некоторые функционеры СМР им в этом помогают, но это - только мое предположение.

- Проблема ваххабизма и других радикальных течений Ислама для Крыма как никогда остра. Об этом говорят и эксперты-исламоведы, и русские жители Крыма, и сами крымские татары признают. Что с этим делать? Как, на Ваш взгляд, нужно изменить ситуацию к лучшему? Критика критикой, но ведь нужны конкретные предложения путей выхода из ситуации. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать федеральным и региональным властям, чтобы ситуация не стала такой же, как на Северном Кавказе или в Поволжье?

- Сейчас, прежде всего, нужно объединить тюркский мир России. Радикалы используют принцип "разделяй и властвуй", именно поэтому крымским татарам навязывали идею о том, что они не родственны татарам поволжским, да и вообще не являются частью тюркского мира. Татар учили недоверию, крайней ксенофобии. Теперь даже татары, настроенные положительно в отношении воссоединения с Россией, не знают как себя вести в обществе представителей других религий, а ведь Крым это самый настоящий перекресток культур и миров, религий и традиций. Только объединение тюркского мира России и Евразии с последующим выстраиванием прочной славяно-тюркской оси может помочь нам стать Великой Державой! "Русские и татары объединены одной судьбой", - говорил великий крымскотатарский мыслитель и общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский.

- И последний вопрос: расскажите нам о потоке беженцев с Юго-Востока Украины?

- Их тысячи. Люди берут с собой все самое необходимое и покидают свои дома. Женщины и дети, в основном. Русские, татары, самые разные национальности. Бомбы и пули не различают религиозной принадлежности, а атакам подвергаются именно мирные кварталы…. А в Крыму беженцам помогает множество волонтеров и общественных организаций, политических партий. Это очень показательно, мою деятельность, например, поддерживают мусульмане Крыма, я очень благодарен им. Но и эти люди просили не говорить их имен и фамилий, согласно нашей религии, где в тайне сделанное доброе дело лучше, чем явное. В Симферополе, например, активисты Партии "Великое Отечество" занимаются встречей и сопровождением беженцев, сбором гуманитарной помощи.

В Бахчисарайском районе работают волонтеры, дежурят в местах расселения, снабжают по мере сил людей всем необходимым. Обычные люди жертвуют денежные средства, отдают вещи первой необходимости. Владельцы частных отелей предоставляют места на безвозмездной основе. Всенародное горе - всенародная помощь, это значит, что есть еще у нас патриоты своего Отечества. И теперь, по крайней мере, увидев помощь татар, люди поймут, что ложь - главное оружие наших врагов. Я надеюсь, что так же, как нас сейчас объединяет общая беда, потом общее счастье и процветание сохранит наше единство.

Записал Сулейманов Раис 

Источник: Информационно-аналитический портал «Ислам и общество»