Россия может создать центр мусульманского образования мирового уровня, если пригласит гонимых исламских богословов из Сирии, Ирака и других горячих точек, уверен религиовед Роман Силантьев.

Российские мусульмане при содействии государства имеют все возможности на базе одного из действующих вузов создать центр мусульманского образования мирового уровня; к преподавательской и научной деятельности можно было бы привлечь гонимых исламских ученых-богословов из Сирии, Ирака и других горячих точек мира. Такое мнение высказал в четверг РИА Новости доцент кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) религиовед Роман Силантьев.

По его словам, в XIX веке российские мусульманские ученые серьезно влияли на мировую исламскую мысль, и "это был, по сути, единственный подобный период, благодаря сильной Российской империи". В настоящее время, отметил Силантьев, эти традиции во многом утрачены, в том числе из-за разобщенности мусульманской уммы в России – в стране действует несколько крупных централизованных мусульманских организаций, а также много независимых муфтиятов.

"Для того чтобы российские муфтияты могли полноценно влиять на процессы в мировом исламе, им требуется создать отечественный образовательный центр уровня каирского университета "Аль Азхар" или дамасского университета "Абу Нур", совет мусульманских ученых, включающий в себя всемирно известных богословов и способный издавать авторитетные для значительной части мусульман богословские заключения – фетвы, а также эффективную систему международных средств массовой информации", — сказал Силантьев.

По его словам, для решения первых двух задач можно воспользоваться помощью Сирии, которую она предлагает российской стороне.

"Мусульманские ученые готовы помогать в развитии исламских вузов России, а также готовы создать совместный российско-сирийский совет улемов антиваххабистской направленности", — пояснил эксперт.

 

Разобщенность уммы и фактор государства

В России в настоящее время действуют такие централизованные исламские организации как Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) и Совет муфтиев (СМР) России. Также существуют Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) и Объединенный исламский конгресс (ОИК). При этом, как отмечает Силантьев, по количеству зарегистрированных общин ведущее место занимает независимое Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана.

По мнению эксперта, первичный импульс по созданию упомянутого исламского центра должен исходить от государства, которое могло бы выступить с соответствующей инициативой, предоставить определенное финансирование.

"У нас много ведущих централизованных организаций, сейчас их пять, но мы не можем же создать пять центров мирового уровня. И это все-таки должен быть образовательный центр, не подчиненный никакой из этих структур, "замкнутый" именно на государство, созданный в самом надежном месте, например в Уфе или в Грозном, где были бы собраны лучшие специалисты", — сказал собеседник агентства.

При этом Силантьев не исключил, что центром исламской богословской мысли в России мог бы стать даже не вуз, а факультет исламской теологии в каком-либо светском государственном вузе – главное, чтобы была собрана "мощная команда" ученых. Как считает религиовед, в данном случае целесообразно также привлечение зарубежных специалистов, что, по его словам, уже не раз бывало в отечественной истории.