В Институте регионального развития Пензенской области собрались педагоги, ученые и представители духовенства. Цель - обменяться опытом и решить, как воспитывать детей, чтобы в будущем они не стали ксенофобами, националистами и экстремистами. Несмотря на разные взгляды по данной проблеме, собравшимся удалось главное: продемонстрировать друг перед другом эту самую толерантность.

Фашизм живёт в соцсетях?

Несмотря на то, что мы живем в стране, победившей фашизм, интерес к нему со стороны детей и молодежи существует.

- За этот год у нас было больше двадцати обращений по поводу экспертизы фашистской символики, используемой школьниками на страницах социальной сети, - рассказывает кандидат исторических наук, декан факультета повышения квалификации Института регионального развития Елена Прохорова. - Есть призывы не так относиться к людям другой национальности. Чаще всего призывают «бить черных». Мало того, что эти дети и подростки рискуют подвергнуться уголовному преследованию, они впоследствии могут быть готовы совершать определенные поступки, связанные с экстремизмом. Имен¬но из этого фактически выросла ситуация на Украине.

Поэтому главная задача педагогов сегодня - воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности.

Концепция государственной национальной политики, которая разрабатывалась на фоне кавказских событий, а вслед за ней Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года направлены на такое воспитание. Это коснулось преподавания школьных дисциплин. Например, в изучении истории внедрен антропологический подход - изучение рядовых личностей эпох, их быта и жизни на фоне глобальных исторических событий. Уклон - на популяризацию человека труда. Не случайно губернатор области предложил оформлять школы в духе прославления человека-труженика. Еще один приоритет стратегии-со хранение и развитее языков народов РФ. Важную роль здесь играют педагоги-учителя русского, татарского, мордовского, иностранных языков.

Родитель 1 и родитель 2

С латинского языка слово «толерантность» переводится как «терпимость».

-    Православный человек к этому понятию относится весьма неоднозначно, - считает руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пензенской епархии Русской Православной Церкви иеромонах Дорофей (Постников).

-    На Западе за его употребление можно получить наказание. Тем не менее, это слово пришло в Россию именно с Запада. Мы вообще очень восприимчивы к тому, что приходит оттуда. Причем сразу стремимся внедрить в жизнь, не разобравшись в сути, с точки зрения православия, толерантность - явление спорное.

- На Западе в результате радикальной «толерантизации» из Библии были вычищены следы всего того, что может вызвать раздражение любой социальной группы, - продолжает иеромонах Дорофей. – Выброшено указание на то, что Христа распяли иудеи. Не раздражать же финансовых магнатов! Чтобы не злить феминисток, подчистили имя Бога: он теперь не Бог-отец, а Бог-отец-мать. «Отче наш» отменяется, даже слово «Господь», как синоним слова «Бог», устранено: да здравствует демократия, никаких господ!

В светской жизни происходит то же самое: в Европе и США уже сейчас нельзя называть родителей словами «отец» и «мать», можно - «родитель 1» и «родитель 2». В США издан официальный словарь и руководство по использованию политически корректной лексики.

-    Оскорбительными словами считаются, например: «черный», «заключенный», «толстый» или «старый»,- рассказывает Дорофей. - Эти слова из употребления вышли. Заменены на синонимичные выражения: афроамериканец, клиент исправительной системы, обладатель иного телесного облика, хронологически обогащенный. Собаку можно называть только  партнером животного происхождения (смех в зале).

Не толерантность, а любовь к миру

— Говорить о проблемах толерантности надо в несколько иной плоскости, — уверен иеромонах Дорофей. - Почему мы говорим о толерантности, но не говорим о воспитании человека, способного любить и себя и окружающий мир? Мир, состоящий из людей, вещей, явлений разных, но одинаково сущих и заслушивающих любви.

По мнению священнослужителя, уже более 2 тысяч лет христианство являет человечеству модель отношений, основанных на терпении как необходимом условии спасения. Воссоздание в настоящее время системы православного религиозного образования является основанием для преодоления возможных форм нетерпимости и социальной напряженности в обществе.

На огромной территории нашей страны сложилось разноплеменное государство, в котором более тысячи лет не без сложностей, но все же уживаются разные народы. Под кровом этой цивилизации они смогли сохранить свои верования, традиции, свои культуры.

- Потому что в основе этой цивилизации лежало исповедование Христа - Бога любви, - говорит иеромонах Дорофей. - В православии корни всего, что мы любим: литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура. Все, что создает своеобразие национального характера: открытость, душевность, милосердие, сопереживание.

Важную мысль высказал еще один участник конференции - заместитель председателя регионального духовного управления мусульман Пензенской области по вопросам просвещения Ильдар Нигматулин. Это мысль о сотрудничестве руководства двух традиционных для Пензенской области религиозных конфессий - православия и мусульманства. Главная цель такого диалога - сохранить стабильность в регионе, в том числе и путем борьбы с религиозными сектами, призывающими к нетерпимости и даже насилию.

Толерантностью - по ксенофобии

Последствия ксенофобии (страха перед иным, непохожим на тебя), национализма, экстремизма наблюдаются во многих регионах земного шара, не только на Украине. В  современном мире вообще очень остро стоит проблема общения людей разных национальностей и культур.

- Агрессивные установки не возникают за один день. Их формируют целыми поколениями, - говорит профессор кафедры гуманитарных предметов общего образования ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» Наталья Берлякова. – На это уходит огромное количество времени. Ответом  на эти процессы, происходящие в мире, является воспитание толерантных установок. Наталья Петровна предложила проанализировать понятие толерантности.

Оказывается, в словарь европейца это слово вошло в 18 веке. В нашей истории понятие стало употребляться в либеральной печати только со второй половины 19-го века. А с середины 30-х годов это слово исчезло. И снова появилось в 90-х, когда мы стали входить в мировое пространство.

- Слово «терпение» в русском языке означает «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-то бедственное, тяжелое и неприятное», - поясняет Наталья Берлякова. - Это связано с православными традициями. А европейское понятие «толерантность» имеет более светскую трактовку. Это готовность человека благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей даже в том случае, когда эти взгляды ты не разделяешь. Толерантность - это такая активная жизненная позиция, нравственная и психологическая готовность к диалогу во имя позитивного взаимодействия между людьми разных культур, социальных групп.

Россия - страна, где живут народы разных культур. Нам необходимо считаться с тем, что в самом ядре нашей культуры заложена отзывчивость, открытость другим культурным мирам, готовность к признанию иного опыта. Стратегия нашей государственной политики до 2025 года предлагает серьезно работать над самосознанием общества в этом направлении. От себя добавим, что уважение и терпимость к представителям иных культур - это признак воспитанного и уважающего себя человека. Но и представителям иных культур тоже не мешало бы уважать культуру того народа, среди которого они живут. Иначе все разговоры по воспитанию толерантности могут обернуться пустым звуком.

 

Источник: Любимая газета от 1 июля 2014