Три тысячи имамов из различных регионов Приволжского федерального округа (ПФО) должны до 2017 года пройти курсы повышения квалификации. С этой целью в округе созданы два образовательных центра: первый в Казани на базе Российского исламского института (РИИ), второй в Уфе на базе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России. О том, как организован учебный процесс в центрах рассказал проректор по учебной работе Российского исламского института Марат Гильманов.

– Как давно действуют учебные центры?

– В прошлом году по инициативе полномочного представителя Президента России в ПФО Михаила Бабича на базе двух высших исламских учебных заведений округа были открыты курсы, которые на постоянной основе проводят повышение квалификации мусульманских священнослужителей (имамов).

Имамов из 14 регионов в ПФО распределяют по учебным центрам по региональному признаку. В нашем центре проходят обучение священнослужители из Республики Татарстан, Республики Мордовии, Чувашской Республики, Пермского края, Ульяновской, Саратовской, Кировской и Нижегородской областей. Соответственно имамы из других регионов ПФО едут на обучение в Уфу.

Учебный курс занимает 10–12 дней, одновременно у нас проходят обучение 30 имамов. Занятия идут с утра до вечера, слушатели находятся в нашем здании практически круглосуточно, там они и живут, и питаются. Первый цикл занятий прошел у нас еще в прошлом году, в период с 21 октября по 26 декабря мы обучили 140 человек. По итогам зимних курсов было принято решение продолжить их, и 21 апреля с.г. запущены повторные курсы. В апреле-мае в нашем центре прошли обучение еще 80 имамов. После летнего перерыва с 1 сентября учебный процесс возобновился.

– Какие именно лекции слушают духовные лица?

– Курс имеет общее название, который звучит как "Теория и практика управления мусульманской религиозной организацией". В целом программу, состоящую из 72 аудиторных часов, можно поделить на два блока. Один чисто религиозный, затрагивающий вопросы исламского вероучения и права, проповеднической деятельности, обязанностей имама. Второй блок можно условно назвать светским – изучение российского законодательства в сфере свободы совести, история общественной и богословской мысли (татарской и общероссийской), религиозные течения и секты в исламе, вопросы профилактики терроризма и экстремизма, управление образовательным процессом в религиозной организации, психологические аспекты управленческой деятельности имама, финансовая деятельность религиозной организации и т. д. Вопросы в ходе обучения затрагиваются самые разные. И рассчитано обучение на слушателей, имеющих разный уровень предыдущего образования. Прибывающих к нам имамов мы тестируем и делим на две группы: в одну попадают имеющие начальное и среднее духовное образование, в другую – имеющие высшее религиозное образование.

Помимо аудиторных занятий мы стараемся организовывать для обучаемых побольше встреч с известными имамами-проповедниками, с руководством Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Время от времени проходят встречи с представителями силовых структур, на которых обучаемые могут задавать вопросы на интересующие их темы.

– Слушателей готовят к противодействию радикализму и экстремизму?

– В современных условиях этот аспект обучения очень важен, поскольку имамам ПФО время от времени приходится сталкиваться в своих мечетях с ваххабитами или представителями партии "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", и священнослужители должны представлять, что те собой представляют и как им противодействовать. Эта часть курса состоит из двух частей. В первой мы рассказываем о деятельности религиозных течений и сект в исламе, особый упор делая на современные течения – истории их возникновения, на том, какие цели и задачи они перед собой ставят, как осуществляют свою деятельность, в том числе на территории России. Во второй части этого этапа обучения рассматриваются различные социальные, психологические и общественно-политические причины возникновения радикальных взглядов в обществе, то, как осуществляют свою деятельность различные террористические организации, как им может противостоять имам даже на уровне своей махалли (общины).

Лекции по данному направлению курса нашим слушателям читают два специалиста: заведующий отделом общественной мысли и исламоведения Академии наук Республики Татарстан Дамир Шагавиев, известный специалист по сектам в Исламе, недавно подготовивший книгу, посвященную течениям и сектам в Исламе. Второй – Игорь Бикеев, первый проректор Института экономики, управления и права (Казань), подготовивший для наших курсов материалы, посвященные социальным, экономическим, психологическим и общественно-политическим причинам возникновения радикальных взглядов в обществе.

В целом учебные материалы к данному курсу готовились преподавателями РИИ совместно со специалистами из Казанского федерального университета и Академии наук Республики Татарстан (Института истории и Центра исламоведческих исследований). В подготовке и апробации религиозной части курса большую помощь нам оказывает Духовное управление мусульман Республики Татарстан.

– Как происходит экзаменовка имамов?

– Проводится аттестация в форме письменного теста, включающего 24 вопроса по основным разделам прочитанного курса.

– А если выпускник завалит аттестацию?

– Дело в том, что наше обучение отличается от обучения в школе или вузе, где по его окончании сдается экзамен. У нас главным является процесс прохождения курсов и активное участие в них. Если имам не пропускал занятия, то по окончании он обязательно получит свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации. Для себя же мы отмечаем по их тестам, какие разделы обучения давались им легче, а какие труднее.

– Появились сведения, что РИИ разрабатывает единые стандарты для исламских учебных заведений. Так ли это?

– 23–24 сентября мы собираем руководителей всех мусульманских средних и высших профессиональных учебных заведений, действующих в России: из Москвы, Поволжья, с Северного Кавказа – отовсюду, где есть лицензированные мусульманские учебные заведения. Пройдет заседание Всероссийского совета по исламскому образованию, председателем которого является ректор нашего института Рафик Мухаметшин, на котором будут презентованы разработанные у нас в Татарстане единые стандарты среднего мусульманского профессионального образования и разработанное для реализации этих стандартов учебно-методическое обеспечение.

Беседовал Мальцев Владислав