Ильдар Фаатович Сафаргалеев

Заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ.

 

На прошлогодней конференции в Уфе мною был озвучен доклад «Использование знаний о Тасаввуфе для профилактики религиозного экстремизма». Несмотря на прошедший с этого времени относительно короткий промежуток времени (чуть меньше года) недавние события в определенной мере подтвердили верность заявленного тезиса. Так, недавно, в августе с.г. в Грозном прошла международная конференция, название которой говорит само за себя – «Суфизм: безопасность для человечества и стабильность для государства», в работе которой приняли участие авторитетные богословы из Египта, Иордании, Сирии, Кувейта, Саудовской Аравии, Индонезии и других стран.

В продолжение заявленной мною на уфимской 2013 года конференции по исламскому образованию темы я хотел бы предложить на нашем форуме обсудить эффективные возможности для обучения Тасаввуфу, появившиеся в наступившую эпоху глобализации, которые открывает для нас сеть Интернет.

Безусловно то, что необходимо вводить в программы обучения как в исламских учебных заведениях так и светского вузовского образования, где дают углубленные знания об исламе, курс или хотя бы спецкурс по Тасаввуфу для профилактики религиозного экстремизма.

Для этого имеет смысл подготовить соответствующие учебные материалы: пособия, хрестоматию, мультимедийное сопровождение и т.д. В этом направлении Центром «Развития исламского образования» Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы совместно с Институтом стран СНГ ведется плодотворная деятельность и надеюсь, что ее результаты не заставят себя долго ждать.

Вместе с тем, с учетом актуальности проблемы распространения радикальной экстремистской религиозной идеологии в сети Интернет, о чем свидетельствует довольно «успешная» вербовка через ее ресурсы боевиков для участия в незаконных вооруженных формированиях на стороне т.н. ИГИЛ, на мой взгляд, существует потребность в создании российских сетевых ресурсов по обучению Тасаввуфу.

Собственный анализ наличия таковых в российском сегменте глобальной сети дал отрицательный результат. В то же время следует отметить, что относительно недавно, больше года назад, Духовным управлением мусульман Республики Татарстан был создан и успешно функционирует исламский образовательный портал «Бейт уль-хикма».

Однако он является сетевым ресурсом широкого профиля, по сути Интернет-медресе, где такая немаловажная составляющая мусульманской науки как Тасаввуф, обладающая наиболее мощным антиэкстремистским потенциалом, представлена довольно лаконично.

Зарубежный сегмент глобальной сети изобилует сайтами различных суфийских братств, которые дают достаточно подробную и детальную информацию о свой деятельности и духовных практиках. Есть среди них и такие, которые на мой взгляд могли бы служить образцами для российской уммы и в целом исламского социума постсоветского пространства, которое пока еще объединяет некоторая духовная общность и русский язык как средство межэтнической коммуникации.

Среди них, как мне кажется, можно было бы выделить особо сетевые ресурсы тариката Накшбандийя-Муджадидийяшейха Ахмада Зульфикара.

Институт стран СНГ на протяжении почти пяти лет изучает деятельность указанного братства, которое в отличие от многих других тарикатов положительно отличается строгим следованием нормам Шариата в соответствии с установлениями Священного Корана и Сунны ее Пророка Мухаммеда и своей исключительной ориентированностью на внутреннее самосовершенствование мусульман без малейшей примеси какой-либо политической составляющей. Кроме того, большинство последователей Накшбандийи-Муджадидийи шейха Ахмада Зульфикара придерживаются также как и многие мусульманские этносы постсоветского пространства, в т.ч. татары и башкиры, ханафитского мазхаба. Как известно данная богословско-правовая школа в исламе наименее «жесткая» в плане ограничений и наиболее толерантная по отношению к иноверцам.

В качестве основного сетевого ресурса данного тариката выступает англоязычный сайт www.tasawwuf.org, который содержит помимо общей информации о деятельности братства, конкретной духовной практики и основополагающих его принципах, огромный массив постоянно пополняемых аудиоматериалов с лекциями (ваазами) руководителя и главного духовного наставника братства шейха Ахмада Зульфикара на урду и английском языках. Указанные ваазы, в которых детально и в то же время весьма доходчиво излагаются основы Тасаввуфа, являются «живым» нередко в режиме он-лайн учебным аудиопособием и, на мой взгляд, представляют собой положительный зарубежный опыт и могли бы послужить образцом для его возможного использования мусульманами России и постсоветского пространства в целом. Немалая часть этих лекций опубликована в печатном виде на английском языке и распространяется для приобретения в сети «дочерними» интернет-ресурсами, такими как www.faqeerpublications.com и www.suluk.wpengine.com. На них также представлены основные труды Шейха Ахмада Зульфикара на урду и английском языках, которые в случае их перевода на русский язык также могли бы послужит прекрасными учебными пособиями по Тасаввуфу для мусульман постсоветского пространства. На сегодняшний день на русском языке в печать вышло всего лишь одно такое произведение «Любовь к Аллаху»[5]. Весьма примечателен тот факт, что оно было издано незадолго до трагической гибели от рук террористов известным татарским богословом Валиуллой хазратом Якуповым. Востребованным и очень полезным для наших мусульман было бы издание на русском языке и других произведений Шейха Ахмада Зульфикара, таких как «Мудрость для ищущего», которое представляет собой т.н.мактубат – классический традиционный суфийский сборник избранных писем духовного наставника к своим ученикам. Еще одно произведение, которое, как мне кажется, заслуживает быть представленным для пользы понимающих русский язык мусульман – «Любовь к Посланнику».

С учетом полного отсутствия серьезных русскоязычных сетевых ресурсов по Тасаввуфу возможно имеет смысл создание отдельного обучающего сайта, в определенной степени дублирующего на русском языке часть информации, представленной на Интернет-портале www.tasawwuf.org. При этом представляется целесообразным в перспективе постепенно по мере готовности выставлять на нем переводы вышеуказанных и других произведений Шейха Ахмада Зульфикара, а также печатные и аудио переводы его лекций.

С точки зрения дистанционного обучения не меньший интерес представляют сетевые ресурсы заместителей(халифов) Шейха, которые имеют право (иджазу) набирать и самостоятельно обучать последователей тариката(муридов). Среди них (а их десятки, если уже не сотни, по всему миру) я обратил внимание на сайт относительно молодого по возрасту постоянно проживающего в Объединенных Арабских Эмиратах (г. Дубаи) пакистанца шейха Такира Чоудри «Академия Нур уль-Ильм» (www.nurulilm.com). Вероятно, что не зря он, будучи инженером-компьютерщиком (окончил Государственный университет в штате Огайо (США)), и в настоящее время руководителем филиала одного из транснациональных телекоммуникационых гигантов, создал не только обучающий Тасаввуфу и другим традиционным исламским наукам отличнейший портал, но и замкнул его на свои персональные страницы в известнейших социальных сетях Фейсбук и Твиттер, а также на такие медийные видеопорталы Сети как Ютьюб,Вимео, Санклауд и др.

Шейх Такир Чоудри выступает еженедельно по четвергам (на английском) и по субботам (на урду) в Южно-Африканском исламском центре г. Дубаи с лекциями (ваазами) по тематике «очищения сердца», имеющей непосредственное отношение к Тасаввуфу. Эти собрания, транслируемые по глобальной сети Интернет, завершаются традиционным для суфиев коллективным зикром, т.н. хатмом, и медитацией (муракаба). Примечательно то обстоятельство, что он-лайн сетевая платформа трансляции имеет обратную связь через чат, что обеспечивает ощутимый эффект присутствия для пользователей. На сайте Академии представлены также для он-лайн приобретения и просмотра пока еще немногочисленные сочинения самого шейха Такира, а также прекрасно иллюстрированный ежеквартально издаваемый им журнал по тематике Тасаввуфа «Нисба».

Халиф Такир Чоудри много путешествует по миру, выступая с лекциями, которые также оперативно транслируются по сети Интернет. В частности, он регулярно посещает университетские аудитории и исламские центры (мечети, медресе,ханаки) Великобритании. Недавно с недельной поездкой он побывал в Южно-Африканской Республике.

Весьма примечательно и, по-моему ценно, то, что на сайте этой сетевой Академии вместе с шейхом Чоудри в качестве директора Интернет-медресе для мусульманок выступает его жена Надиа Садик. Она вместе с другими сестрами в Исламе преподает в он-лайн режиме основы традиционного ислама (ахлю Сунна валь-джамаа) в соответствии с ханфитским мазхабом, а также его неотъемлемой части – Тасаввуфа. Кроме того, она вместе со своим мужем читает лекции для мусульманок в ходе совместных «турне» по городам Великобритании и ЮАР. Наличие «женской» составляющей в обучении исламу в целом, и Тасаввуфу, в частности, на мой взгляд позволяет «прицельно» и положительно влиять на данную в немалой степени подверженную, как показывают последние события, экстремизму аудиторию. Из печальной истории террористических проявлений в России значительная доля приходится на долю «обработанных» в экстремистском ключе женщин-смертниц. В плане профилактики терроризма положительный опыт дистанционного исламского образования мусульманок на мой взгляд очень ценен для России и заслуживает внимания мусульманских учебных заведений.

Следует с удовлетворением отметить, что это не единственный пример «женского электронного медресе» последователей тариката Накшбандийя-Муджаддийя Шейха Ахмада Зульфикара. Весьма успешно функционируют и другие обучающие мусульманок Интернет-порталы такие как www.zainabcenter.org и www.hannanahacademy.org.

В целом опыт постановки дистанционного исламского образования указанным тарикатом представляется достойным внимания российских специалистов в плане возможного использования его общей «стратегии» и внутреннего контентного наполнения.

Рассматривая вопрос обучения Тасаввуфу, я бы подразделил его на две стадии. Первая ставит собой цель получения объективной информации об этой опробованной веками методике очищения души, обуздания человеческого эго(нафса) и уяснение обучающимся на основе Священного Корана и Сунны легитимности Тасаввуфа как исламской науки и неотъемлемой части Шариата. В ходе обучения на этой стадии на основе полученных знаний и их осмысления происходит формирование у обучаемых правильного понимания внутреннего смысла предписаний исламской религии, направленных прежде всего на самосовершенствование верующего и гармонию его с далеко не идеальным окружающим миром, а не на бесполезные попытки его «исправить» и политические «дрязги», которые ведут мусульман к экстремизму. Как показывает практика, обучение Тасаввуфу на данной стадии позволяет снизить степень радикализации «инфицированных вирусом экстремизма» мусульман либо сформировать у «правоверных», позиционирующих себя как саляфиты, по крайней мере терпимое, либо даже лояльное отношение к тарикатистам. Данный этап является подготовительным для желающих продвинуться дальше и стать членами того или иноготариката. При этом следует отметить, что истинные суфии не видят принципиальных различий в течениях Тасаввуфав соответствии с изречением: «Путей к Богу может быть много, но Он один».

Следующий этап обучения Тасаввуфу происходит уже после инициации мусульманина (принесения клятвы верности или т.н. баяда конкретному шейху того или иного братства). Здесь я хотел бы, не останавливаясь на детальном рассмотрении Пути (Сулук) братства Накшбанийя-Муджадидийя Шейха Ахмада Зульфикара, которое заслуживает отельного рассмотрения, обратить внимание на то, каким образом в нем происходит этот обряд инициации. Это особенно важно для наших российских реалий, когда за 70 лет атеистического безвременья такая широко распространенная на всем постсоветском пространстве бесценная исламская духовная традиция как Тасаввуф была практически уничтожена на большей его части, а чудом «выжившие» суфийские течения (турук) в изоляции от остального исламского мира претерпели значительные «девиации», нередко выводящие их из предписанных Исламом норм Шариата. За относительно длительный период времени моей неформальной «специализации» в областиТасаввуфа (почти 20 лет) я не встречал более простого и доступного способа инициации в тарикат как вНакшбандийи-Муджадидийи Шейха Ахмада Зульфикара. И этот способ инициации и сам процесс обучения последователей (муридов) еще более упростился и облегчился в эпоху глобализации с развитием телекоммуникаций и широким распространением сети Интернет. Желающему вступить в это братство достаточно по любому из современных средств связи вступить в контакт с Шейхом Ахмадом Зульфикаром либо с одним из его заместителей(халифов) и попросить принять баяд (клятву верности). С учетом наличия большого количества сетевых ресурсов последователей этого тариката, бывает достаточно простого заполнения специальной лаконичной в две строчки анкетной формы с указанием своего имени и электронного почтового адреса. Вся информация о предписанной ритуальной практике (т.н. вазифа или вирда) также имеется на сайте любого из многих заместителей (халифов) Шейха. Примечательно, что вступить в ряды последователей может каждый мусульманин без каких-либо ограничений. Многие шейхи других тарикатов оговаривают инициацию условиями регулярного выполнения перед этим предписанныхШариатом норм (например, намаза и поста в месяц Рамадан), а также и других, порой весьма экзотических, требований. «Демократичность» своего Пути Шейх Зульфикар обосновывает тем, что, если мурид, каким бы «грешником» он не был, будет следовать предписаниям в соответствии взятыми по баяду обязательствами (т.н.вазифа или вирдом), то он неминуемо придет и к обязательным намазу, и к посту. Я полагаю это вполне правомерно, так как данная вазифа включает в себя ежедневное: чтение последователем одного джуза (1/30 части) Священного Корана; двухсоткратное испрашивание прощения грехов у Всевышнего по специальной формуле (т.н. истигфар); двухсоткратное произнесение салавата – славословия Пророку Мухаммеду также по специальной формуле; стремление к постоянному (ежемоментному) поминанию Всевышнего самыми различными способами (размышлением, предписанными Сунной специальными молитвами по самым различным случаям и обстоятельствам, и др.); медитацию (муракаба) продолжительностью 10-15 мин для начинающих и не менее часа для более «продвинутых»; обратную связь с наставником-шейхом (непосредственно, либо по телефону, почте, в мыслях).

Относительно простой способ вступления в данный тарикат и процесс обучения-продвижения (Сулук) по нему с использованием Интернета приобретает немаловажное значение в связи с обострившейся внешнеполитической обстановкой и перспективой возможной международной изоляции России. Не исключено, что в значительной степени лишь использование глобальной сети позволит в будущем в условиях возможного «железного занавеса» продолжить процесс возрождения бесценной духовной традиции Тасаввуфа в нашей стране и эффективно обучаться в соответствии с ней многим российским мусульманам.

Тем не менее вызывает большое сожаление то обстоятельство, что в настоящее время в России несмотря на наличие заместителей (халифов) Шейха Ахмада Зульфикара нет ни одного Интернет-ресурса сравнимогопо уровню с многочисленными обучающими науке Тасаввуфа сайтами такими как уже рассмотренный нами www.nurulilm.com, а также www.tawwabeen.org, www.ilmessentials.com, www.islamicspirituality.org, www.sacredlearning.org, www.sunnahacademy.org и многими другими. Выход из этого, как мне видится, состоит для начала в создании смешанного русско- и англоязычного сайта, в котором могли бы быть постепенно представлены переводимые на русский язык заслуживающие внимания мусульман постсоветского пространства видео, аудио и печатные материалы самого Шейха Ахмада Зульфикара и некоторых его последователей.

Все это не снимает однако проблемы создания полноценных обучающих Тасаввуфу сетевых ресурсов под началом заместителей (халифов) этого тариката из России и СНГ, как это успешно практикуется за рубежом. Причина, как мне видится, видимо кроется в отсутствии достаточной «политической воли» со стороны официальных духовных управлений мусульман постсоветского пространства. Так, на сегодняшний день мало кто из российских муфтиев осмеливается пригласить с визитом в нашу страну руководителя суфийского братства. Приятным исключением, к сожалению лишь подтверждающим всеобщее правило, является Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин.

Я полагаю, что без регулярных визитов в Россию таких мастеров Тасаввуфа как Шейх Ахмад Зульфикар и таких его заместителей-шейхов из ОАЭ как Имран Батт, Тарик Бхатти, Такир Чоудри и многих других, проживающих в Индии, ЮАР, КСА и Пакистане, для непосредственной передачи положительного опыта серьезные «подвижки» в создании интернет-порталов исламского образования, а следовательно и в духовном оздоровлении постсоветского мусульманского социума будут протекать не так быстро как это необходимо в целях профилактики религиозного экстремизма.