Исламское образование в России развивается довольно стремительно. Есть свои успехи, причем, как показывают данные разных мониторингов – неплохие, но остаются еще и проблемы. Однако большинство экспертов, причастных к делу исламского образования, уверены в том, что оно должно стать и станет конкурентоспособным.

Одним из «борцов» за развитие исламского образования в России, безусловно, является Рафик Мухаметшин, профессор, председатель Совета по исламскому образованию России, ректор Российского исламского института в Казани.

Рафик Мухаметшович неоднократно поднимал такие проблемы, как единый стандарт для средних мусульманских учебных заведений, единые программы и учебники, проблемы магистратуры (кого туда принимать), аспирантуры и написания сугубо теологических диссертаций. Одним из остро стоящих вопросов остается определение понятий «исламоведение», «религиоведение» и «исламская теология».

На недавно прошедшей научно-практической конференции в Махачкале «Духовно-нравственные ценности в исламской культуре» этот вопрос вызвал жаркую дискуссию. И Рафик Мухаметшин прямо заявил, что «сегодня идет явная профанация и размывание граней между этими понятиями. Исламом будут заниматься все, кому не лень, а мусульмане останутся ни с чем. Поэтому мы сами должны заниматься и богословием, и наукой, и составлением учебных материалов».

Кстати говоря, после этой конференции нам удалось немного пообщаться с Рафиком Мухаметшевичем на тему исламских ценностей, исламского образования в России.

– Рафик Мухаметшович, в чем же заключаются исламские ценности?

– Казалось бы, духовные ценности Ислама – избитая тема, но если смотреть глубже, там действительно много тем, которые сегодня необходимо поднимать. Сегодня мы обсуждаем проблемы исламского образования, это очень важная тема – как строится образование наших детей. Когда поднимаем тему образования, сразу возникает вопрос: как прививать духовные ценности детям, если у них абстрактное представление об Исламе? Насколько их представление об Исламе связано с историческими корнями, чувствуют ли ребенок себя представителем того или иного народа? Если ребенок родился на Кавказе, он, в первую очередь, мусульманин. Но, тем не менее, он должен знать историю своего народа, родного края. Должен знать, когда и как распространялся Ислам на Кавказе. Ведь сахабы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) принесли на эту землю Ислам. Вот если человек не знает этого, те ценности, которые у него есть, как он считает, у него работать не будут.

Здесь проблема в чем? Исламская молодежь искренне верует, но не чувствует привязанности к Родине, и это создает проблемы. Юноша, обучившись за рубежом, приезжает на родину и пытается реализовать то, чему его учили, но он не адаптируется к тем реалиям, которые его окружают. Его не понимают, потому что здесь есть адатная система, своя история, то есть возникает много разногласий, проблем. Когда мы говорим о духовных ценностях Ислама, это вовсе не означает, что человек должен абстрактно изучать духовно-нравственные ценности Ислама, нет, мы должны знать свою историю, своих богословов, ученых.

– Как вы считаете, в России есть духовно-образовательные центры, которые способны решить эту задачу?

– Вообще, сегодня невозможно представить развитие Ислама без образовательных центров. Они, в принципе, уже появились и довольно успешно функционируют несколько лет и у нас в Казани, и в Дагестане, и в Грозном, и в Нальчике. Эти крупнейшие мусульманские центры будут способствовать решению тех вопросов, которые возникают у мусульман.

– Как вы считаете, нужны ли вузы, образовательный процесс в которых включает в себя преподавание и так называемых светских дисциплин, и религиозных? Или они все-таки должны существовать отдельно?

– Интересный вопрос. Возьмем, к примеру, революционные медресе. Проблема в том, что мы сегодня не можем сравнивать революционное медресе с религиозными учебными заведениями нашего времени. Потому что мусульмане Российской Империи могли учиться только в религиозных, сугубо конфессиональных учебных заведениях. Это говорит о том, что у них не было светского образования.

Сегодня важно совмещать как религиозное, так и светское образование и вводить в учебные планы разносторонние предметы. Ведь наши дети учились в светских школах. Десять лет их обучали основам математики, физики, химии, и поэтому мы должны уделять больше внимания религиозному образованию. Но проблемы возникают, и это связано, с одной стороны, с получением глубоких знаний, с другой стороны, с получением специальности, чтобы посредством знаний найти место в жизни, трудоустроиться. Ведь это довольно сложно сделать, особенно молодым. Поэтому, если религиозный вуз будет давать религиозные знания и одновременно специальность, например, по теологии, то выпускник сможет найти хорошую работу. Например, наши выпускники Казанского исламского института работают экспертами в аппарате президента, в администрациях, имамами, то есть у них достаточно широкий выбор.

Сегодня важно дать мусульманской молодежи не просто знания, мы должны готовить их к жизни, а в этой жизни без специальности очень сложно.

– Вы сказали, что ваши студенты имеют возможность трудоустроиться. Но, думаю, так везет не всем. Учитывая все сложности, нужны ли российскому обществу вузы такого типа, востребованы ли они?

– Сегодня, говоря о религиозном образовании, очень важно знать, что оно из себя представляет. Религиозное образование – это, прежде всего, подготовка религиозных деятелей. Но религиозное образование – это и подготовка мусульманской интеллигенции. Это еще более важно, потому что исламофобское настроение окружает нас повсюду. Говорят, что мусульмане необразованные. Я считаю, что сегодня иметь мусульманскую интеллигенцию намного важнее, чем иметь несколько имамов в мечетях. Ведь в мечетях они ограниченны в пространстве, а мы живем в современном обществе, и мусульманская интеллигенция очень важна. И все наши образовательные центры в России: в Москве, Казани, Уфе, Махачкале, Грозном и Нальчике – это подготовка мусульманской интеллигенции.

Рафик-хазрат, спасибо вам за столь объемные и содержательные комментарии. Удачи Вам и успехов!

Беседовала Муслимат Раджабова