Благотворительность как феномен, на мой взгляд, является полезной не только для тех, кому через благотворительность оказывается помощь, но также (а может и в большей степени) тем, кто эту помощь оказывает. Ведь неслучайно, что история знает огромное количество примеров того как успешные люди занявшись благотворительностью становились еще более успешными или как минимум не оказывались в ущербе. 

Ведь наша жизнь представляет собой весы, которые создают равновесие. Как правило, если человек в своей жизни очень многое получает, то велика вероятность, что в каких-то вещах он может и потерять. Невозможно всегда только получать, потреблять и жить только ради своего блага. Поэтому нам необходимо учиться жертвовать – жертвовать своим времени, имуществом, вниманием, своими силами, чтобы создавать равновесие в своей жизни. И каждый человек сам выбирает, каким образом быть полезным обществу. Но особенно важно, чтобы это происходило искренне. Это должно идти от сердца совершенно честно, осознанно и с любовью.

Есть известная формула, смысл которой заключается в идеи, что чем больше Вы отдаете, тем больше получаете. Поэтому важно помогать тем, кто нуждается в этой помощи, так как они осознают, что нуждаются и потому будут благодарны за нее. Постарайтесь сделать для себя правилом каждый месяц делать минимум одно большое доброе дело. И вы поймете как это поменяет вас самих. Ведь неслучайно, что благотворительность состоит из двух слов: «благо» и «творить», соответственно это означает, что человек, который занимается благотворительностью, делает благо как себе так и окружающим. Более того, на мой взгляд, благотворительность – в первую очередь это благо для дающего.

К слову, видов благотворительности может быть множество. Она может включать в себя волонтерство, например, бесплатную работу в бесплатных столовых, приютах для животных, передачу еды или одежды в дома для бездомных, также это может выражаться в финансовой поддержке благотворительных фондов. Способов этого может быть множество.

Исследователи выделяют несколько видов благотворительности. Например, корпоративная благотворительность, частная благотворительность, филантропия, меценатство, спонсорство, социальная ответственность бизнеса. Кажется, что многие из этих слов являются словами-синонимами друг другу, однако это не так. Поэтому перескажу немного то о них.

Самый распространенный вид благотворительности это частная благотворительность, которая выражается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, одним словом самых разных ресурсов. Как правило, для благотворительных фондов именно такие частные взносы и является источниками основных поступлений.

Помимо частной помощи бывает и коллективные или корпоративные благотворительные проекты. Это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

Есть также такой вид благотворительности как филантропия. Это слово греческого происхождения (philanthropia), которое означает любовь к людям. Вроде бы филантропия это почти синоним благотворительности, но вернее говорить, что филантропия это разновидность благотворительности. Поскольку любое проявление филантропии является благотворительностью, однако не любая благотворительность это филантропия. Например, помощь животным или сохранение редких видов растений это благотворительность, но не филантропия, ведь она связана с помощью именно людям. Однако существует мнение, что помощь животным, или науке, хотя и не является помощью напрямую человеку, тем не менее, в конечном счете, так или иначе положительно влияет на общество и человека.

В этом отношении меценатство (происходит от имени древнеримского благотворителя Гая Цильния Мецената), которое тоже является видом благотворительности, отличается от филантропии именно тем, что основной акцент делает на поддержке различных направлений культурной деятельности, а не помощи непосредственно человеку. Например, меценаты поддерживают науки, искусства и прочие разновидности культурной деятельности. И даже если меценат помогает, какому-то молодому ученому или гениальному поэту, то именно из-за той социально-культурной роли, которую эти ученые и поэты выполняют. Получается, что главной мотивацией мецената является не просто помощь нуждающемуся человеку, а развитие социально полезных видов культурной деятельности.

Еще одна разновидность социально полезной работы это спонсорство. Как и меценатство с филантропией спонсорство это только разновидность благотворительности, ведь не каждая благотворительность является спонсорством. Спонсорство это вид благотворительности, который ближе к рекламной деятельности. В бюджете некоторых компаний спонсорство и прописывается как рекламная деятельность. В чем ее специфика? Например, спонсор может помочь какой-нибудь футбольной команде, но разместить при этом рекламу своей фирмы на их футболках. Или, например, спонсор может сделать заказ на создание картины какому-нибудь бедному художнику с изображением логотипа своей компании. Таким образом, он помогает, представляя такому художнику работу. То есть он спонсирует ту или иную деятельность.

Есть еще одна специфическая разновидность благотворительности, которую, как правило, называют социальной ответственностью бизнеса. Что под этим подразумевается? Чаще всего речь идет о тех случаях, когда какая-нибудь компания занимает значительное место либо в определенной отрасли, либо на какой-то территории, и пытается нейтрализовать отрицательные последствия своей деятельности. Например, предприятие, которое занимается добычей и переработкой нефти и тем самым косвенным образом влияет на загрязнение окружающей среды, жертвует значительные средства на экологические программы. Или же предприятие, которое занимает важное место в жизни какого-либо населенного пункта и пользуется тем самым его территориальными и человеческими ресурсами, вкладывает средства в школы и больницы этого населенного пункта.

В конечном виде, все виды благотворительной работы, как мы видим, это вклад в развитие общества. И все эти разновидности социально полезной деятельности свидетельствуют о том, что за всю историю развития благотворительности сформировалось множество способов найти пути помощи тем, кто в этом, так или иначе, нуждается. Также это показатель того, что для людей в той или иной степени успешных осознание необходимости бескорыстной помощи всегда являлось важной частью самосознания.
Илдар Баязитов