19Множить добро, вот что сегодня очень актуально для нас. К сожалению, постепенно наше общество теряет многое из тех общечеловеческих ценностей, которые признавались у нас за норму. Это касается, не только нашего общества, но и вообще современного мира. 

Постепенно многое из того, что раньше считалось основополагающим сегодня начинает терять свою ценность. Понятие ценности превратилось в относительную категорию. Все стало относительно, не серьезно, все стали воспринимать с иронией. Само словосочетание традиционные ценности порой вызывает просто усмешку, так же как и сама идея святости чего-то. Для современного общества понятие святости перестает играть какую-либо роль. Метафорой этой ситуации стали многочисленные карикатурные скандалы последних лет, когда право смеяться над святым стало выше идеи самой святости. Согласны ли мы с таким положением дел? Конечно, нет! Нам надо сказать решительное нет тому, что всё в мире стало относительным. Нет не всё! Ислам для нас не относительная категория, а цельное, ясное и однозначное, Пророк Мухаммад (с.а.в.), Коран, Мекка, Кааба, возможность поклоняться нашей главной ценности и святости – Всевышнему, не являются чем-то относительным для нас, а ровно наоборот – все это совершенно ясно, прямо и однозначно для нас ценно, свято, у нас нет сомнений по этому поводу.

Так же для нас не является чем-то относительным такая ценность как добро. Добро это то, что мы стремимся дарить нашему обществу. Добро это то, положительное и богоугодное, чем мы должны заниматься.

Как я уже писал ранее наша жизнь представляет собой весы, которые создают равновесие. То есть все в этом мире, в том числе и в нашей жизни, уравновешивается. Ведь как правило, если человек в своей жизни очень многое получает, то велика вероятность, что в каких-то вещах он может и потерять, поскольку невозможно всегда только потреблять и жить только ради своего блага. Однако готовность к жертвенности это возможность создать равновесие в своей жизни. Однако если ты по своей доброй воле не стремишься делиться той небольшой долей своего собственного благополучия, которое ты имеешь, то, конечно, есть опасность, что придется с этим расстаться в силу каких-то, к сожалению, неприятных жизненных коллизий. Как правило, те, кто живет только ради своего собственного благополучия люди несчастные. Они неспокойные из-за того, что боятся все потерять, пекутся только о своих собственных деньгах, своем собственном имуществе. Но деньги и имущество это неодушевленные вещи, которые не скажут им спасибо, не вознесут молитвы к Всевышнему, прося для них благодати. Вещи и деньги не имеют глаз, чтобы с любовью или радостью смотреть на таких людей, они не имеют голоса, который поблагодарит Всевышнего за то, что встретил таких людей в своей жизни, у них нет рук, которые могут их обнять. Поэтому те люди, которые не стремятся делать добро не имеют душевного спокойствия, не имеют уверенности в жизни и мало готовы к испытаниям.

Делая же добро, делясь тем, что у тебя есть с нуждающимися, человек создает больше шансов для того, чтобы получить счастья и удачи в своей жизни. Добро совершаемое человеком это как его капитал для этой и следующей жизни, который позволяет ему спокойнее и увереннее смотреть как в будущее, так и на свою нынешнюю жизнь.

Принцип, что добро вернется, так же как и зло творимое человеком, тоже может бумерангом к нему возвратиться, заложен и в религиях. Например, если говорить об исламе, то в хадисе Кудси сказано: «Подобно тому, как ты будешь ущемлять (других), тебя также будут обижать, как ты будешь относиться (к другим), также будут относиться и к тебе». Или, например, от Анаса и Катоды передается, что Пророк Мухаммад (с.а.в.), сказал: «Не уверует ни один из вас, пока не возлюбит для своего брата то же, что и для себя». Не это ли принцип бумеранга?

Аналогичный, к слову, принцип есть и у иудеев. Например, в Талмуде (трактат Сойта 8б), как и в других иудейских книгах указано, что один из принципов, по которым Всевышний управляет этим миром, это принципе "мера за меру" (мида кэ-нэгед мида). То есть, с человеком расплачиваются той же монетой, которой он расплачивается с другими.

Из своей собственной практики, могу привести интересную историю одной рыбной компании из ближнего зарубежья, которая планировала зайти на рынок Татарстана. Руководство компании - люди православные или просто светские. Однако, они прекрасно понимали социальную ответственность бизнеса и понимали принцип, что добро множит еще больше добра. Также они понимали, что в Татарстане очень много мусульман, что ислам это традиционная религия для этого региона. И перед тем как войти на рынок они обратились в мусульманский реабилитационный центр Казани с вопросом, какие проблемы они могли бы решить для них? Изучив состояние дел в реабилитационном центре они решили подарить этому центру специально-оборудованные для незрячих компьютеры, сканеры и прочее оборудование. Они все это закупили, привезли, установили и после этого спросили, согласны ли незрячие на то, чтобы компания работала в Татарстана. Для них было важно, чтобы незрячие дали свое согласие и вознесли молитвы к Всевышнему за них. Получив добро от незрячих они начали свою очень успешную работу в Татарстане и ни разу не пожалели о своем добре.

Для меня этот случай был очень показательный и поучительный. Думаю, любой найдет немало примеров из своей собственной жизни, что добро (как и зло) возвращается. Также много примеров таких и в мировой истории. Одну из таких историй, наверняка, слышали многие, так как ее можно много где прочитать. Хотел бы и я ею с вами поделиться.

Больше ста лет назад в Великобритании один фермер спас жизнь тонущему в болоте мальчику. Мальчик оказался из богатой семьи и когда отец этого мальчика приехал к фермеру, чтобы поблагодарить его деньгами, то тот отказался брать деньги, сказав, что не ради этого он спасал ребенка. Однако отец спасенного мальчика увидел, что у фермера самого тоже есть сын. И тогда он предложил фермеру взять его сына в Лондон и оплатить ему образование. Фермер согласился. И в итоге мальчик отучился в Лондонском медицинском университете, а после стал очень знаменитым ученым и врачом. Именно ему принадлежит открытие пенициллина. И звали его Александр Флемминг.

Интересно то, что через какое-то время сын такого богатого джентльмена попал в больницу с тяжелейшей формой воспаления легких (это было уже перед Первой мировой войной).
Удивительно то, что лекарство, которое спасло его жизнь был пенициллин! И кстати, имя того богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчилль. А дважды спасенного его сына звали Уинстон Черчилль. Тот самый Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Великобритании. Наверное, поэтому Уинстон Черчилль любил повторять, что: «Сделанное тобой к тебе же и вернется». И думаю, нам не стоит об этом забывать.

Мы можем по разному делать добро, но самое главное – мы должны не забывать, что этим надо заниматься. И стремится делать добро как можно больше, чтобы множить его и делать мир в котором мы живем лучше.

Илдар Баязитов