12В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы был проведен научно-практический семинар «Традиционный ислам: понятие, сущность, содержание». Мероприятие было организовано в рамках реализации федеральной программы содействия развитию отечественного исламского образования.

В работе форума приняли участие представители Центрального духовного управления России, Духовного управления мусульман Республики Башкортостан, преподаватели, аспиранты и студенты БГПУ, научные сотрудники Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, участники информационно-просветительских групп выездных практических семинаров по профилактике религиозного экстремизма в городах и районах Башкирии, общественные деятели, журналисты.

На сегодняшний день силы «радикального» ислама сильно себя позиционируют, – подчеркнул в приветствии проректор по учебной работе БГПУ Алмаз Мустаев. – Работа наших экспертов должна строиться в двух направлениях: популяризация ислама и развитие исламской науки.

Руководитель Центра социокультурного моделирования Института гуманитарных исследований Академии наук РБ Руслан Карамышев привел три определения традиционного ислама: 1) тот, которому следуют представители матуридисткой и ашаритской школ, четырех суннитских мазхабов и суфии; 2) тот, которому следует большинство исламских ученых и мусульманских правителей; 3) следование Корану и сунне, четырем мазхабам, признание традиций суфизма и региональные особенности (любовь к родине, добрососедские отношения с иноверцами и др.).

– Традиционный ислам в законодательстве не закреплен. При этом признается особая роль православия, а ислам – неотъемлемая часть российского наследия, – сказал Карамышев.

Об особенностях традиционного ислама в центральной части России поведал заместитель руководителя администрации ЦДУМ России Артур Сулейманов. Его доклад вызвал немало вопросов. Так, слушатели хотели знать: существует ли какая-либо фетва верховного муфтия Талгата Таджуддина, закрепляющая понятие традиционный ислам.

– Официальной фетвы об этом нет, – ответил Артур хазрат.

Заместитель председателя ДУМ РБ Руслан Саяхов пояснил, что самые острые противоречия у мусульман возникают на почве мировоззрения.

– Однако мировоззренческое направление уводят на второй план, хотя изломы в сознании происходят в природе божественности, предопределения, в вопросе власти, иджтихада и таклида, – сказал Руслан хазрат.

Какие виды ислама на сегодняшний день существуют в мире, поведал доцент Нефтекамского филиала Уфимского государственного авиационного технического университета Марат Якупов. По его мнению, помимо традиционного ислама, который исповедует большинство мусульман мира, имеют место политический и либеральный ислам. Сейчас больше всего на виду ислам политический: на этой почве ведутся войны, под такими знаменами совершаются теракты, идет борьба за ресурсы. ДАИШ (ИГИЛ) – порождение политического ислама. Однако наиболее опасен ислам либеральный, когда верующих заставляют терпеливо относиться к «свободным» отношениям без брака, геям, когда идет подмена ценностей. По словам Марата Талгатовича, именно к этому подвели католицизм, который перестал быть самим собой и никак не влияет на Европу, и такой сценарий готовят для ислама.

Журналист Тимур Рахматуллин привел примеры некорректного использования понятия традиционный ислам в СМИ. Также он зачитал те признаки, по которым некоторые «эксперты» пытаются записать адекватных мусульман в мусульман «нетрадиционных»: нежелание посещать Болгар (Татарстан); нежелание праздновать Мавлид; ношение хиджаба, повязывая платок спереди; уважительное отношение к Равилю Гайнутдину; русский мусульманин (или другой «неэтнический»); молодой имам; круглосуточно открытая мечеть и другие.

– Судя по таким заявлениям, становится понятно, какой ислам ожидают всякого рода «исламоведы»: когда мечеть находится в глубокой татарской деревне, открывается лишь пятницам и по большим праздникам, в ней сидит бабай на ящике, вчерашний партиец-комсомолец, плохо знающий основные обряды, но промышляющий поминками и прочими меджлисами-посиделками («мулла по вызову»). По старой советской традиции он пишет кляузы на «нетрадиционных», по его глубокому убеждению. Его община – десяток-другой таких же дедулек и бабулек, молодежи там не рады. В общем, иногда полезно почитать-послушать наших «доброжелателей», – заключил журналист.

Как заключил Гали Фаизов, «надо учиться и учить», чтобы не было такого невежества.

По итогам семинара будет издано учебное пособие, в который войдут доклады участников встречи, а также диск с видеозаписью и фотографиями.