17Учебные дисциплины, методики преподавания и их практическое применение стали предметами обсуждения научно-методического семинара руководителей медресе, шакирдов и преподавателей РИУ. Актуальность дискуссии обусловлена переформатированием исламского учебного процесса по системе «религиозная группа при мечети – медресе – ВУЗ – курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов».
Показать полностью.. Как отметили участники семинара, получение религиозного образования – процесс длительный, связанный с различными учебными заведениями. Поэтому создание общих стандартов, учебных планов и преемственности обучения являются необходимостью.
«Сегодняшний семинар отличается от других тем, что главными спикерами выступают не преподаватели нашего университета, а руководители и имамы с мест. В ходе обсуждения планируется выработать оптимальный учебный план и в качестве пилотной площадки для его реализации выбрать одно из медресе», – сообщил в приветственном слове проректор по учебной работе РИУ Ринат Калимуллин.

Знание реалий повседневной жизни медресе, чаяний обучающихся привели к тому, что дискуссия порой носила острый характер. Проректор по учебной работе медресе «Нуруль Ислам» из Октябрьского Мавлемзан Сибгатуллин посетовал, что не всегда абитуриенты приходят с четкими для себя целями и задачами:
«Очень хорошо, что на семинаре присутствует много студентов. Наше образование – это не только учеба, но образ жизни и быт. Зачастую, студенты, едва закончив 2 курс, спрашивают разрешение на создание семьи. Мы понимаем, желание юношей создать семью с девушками-мусульманками. Но это очень ответственный шаг, молодые люди должны сначала завершить этап обучения, определиться с будущим местом работы. Также часто можно услышать жалобы на тяжелое материальное положение в приходах. Трудно с этим спорить, но здесь важна последовательная работа со всеми прихожанами. Мы ставили себе задачу принять 75 человек на курсы арабского языка, 73 человека в итоге к нам пришло. Но для этого пришлось кропотливо работать. Поэтому не просто так наша работа называется служением».

Студенты живо отреагировали на слова Мавлезан хазрата, спрашивали о различных аспектах религиозной работы в приходах. Как результат было принято решение об усилении работы по профориентации студентов, увеличении количества часов практических занятий. Сами шакирды затронули важный и проблемный вопрос количества часов светских предметов и привлечения сторонних преподавателей.
«Эти предметы не связаны с религией, но учат нас работать непосредственно сегодня. Такие предметы, изучающие право и различные аспекты российского законодательства, напрямую показывают нам, как организовать работу в приходах, например, зарегистрировать местные общины и многое другое. Такие дисциплины старшекурсники проходили в начале обучения, важно эти знания обновить и на выходе из университета.

Общегуманитарные дисциплины, например, философия, преподавателями из светских университетов дается нам в ином ключе, что расширяет наши горизонты», – поделился пожеланиями представитель студенческого актива РИУ Марат Хасанов.
Преподаватели исламского университета во многом согласились с пожеланиями своих учеников. В учебных планах РИУ некоторые дисциплины в зависимости от групп обучаемых и уровня подготовки планируется вести на различных этапах получения образования.

«Сегодня для студентов и всех желающих изучать Ислам созданы все условия. Я начинал работу в системе исламского образования 20 лет назад, когда многих из вас еще не было, трудно было представить, что у нас будет свой университет в Уфе. Поэтому ваша первостепеннейшая задача – это кропотливое изучение веры и науки, умение жить и просвещать своих прихожан в мире», – обратился к шакирдам руководитель старейшего в России медресе «Хусаиния», председатель РДУМ Оренбургской области Альфит Шарипов.

В рамках реализации государственной программы научно-методические семинары в Российском исламском университете ЦДУМ проходят на регулярной основе.