27Соблюдать народные традиции и жить по заветам своих предков в век развитых технологий и смешения культур становится всё сложнее. Семье Сулеймановых удается сохранять верность национальным традициям, религиозным воззрениям и в то же время вести активную светскую жизнь. Все с нетерпением ждут и 23 февраля, и 8 марта, и 1 и 9 мая, и новый год. Ведь это повод собраться всей вместе со всеми родственниками, сходить в гости, узнать, преподнести подарки. И, конечно, приготовить что-нибудь вкусное. 

Воспитанием должны заниматься в семье 

Наиль-хазрат Сулейманов родом из села Мочалеевка, Похвистневского района Самарской области. Сейчас он занимает пост имам-хатыба Самарской Соборной мечети и работает ответственным секретарём Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области. Но в детстве мечтал стать врачом-стоматологом.

- Я хотел, когда вырасту, помогать людям, и профессия врача этому вполне соответствовала, - вспоминает Наиль-хазрат.- Родители были простыми тружениками. Мама работала дояркой, а отец- механизатором. Сейчас оба носят звание «Ветеран труда». Дедушка у меня был имам-хатыбом в нашем селе. И именно от него я получил первые знания о религии. Духовный путь оказался мне по душе. Потом я отучился в медресе в селе Алькино, закончил Мединский исламский университет в Саудовской Аравии, факультет исламского права. После этого работал имам-хатыбом в Кинель-Черкассах. 

В семье Сулеймановых растут две дочери. Одна учится в 6 классе в обычной школе, вторая готовится стать первоклассницей. Жена работает помощником воспитателя в детском саду. 

Кстати, религиозную и национальную одежду они носят только по определенным праздникам. А в повседневной жизни предпочитают современные и удобные вещи.  - Фанатизм ни к чему хорошему не приводит, - считает Наиль-хазрат Сулейманов.- Я лично считаю, что не надо делать проблемы из платков и формы одежды. И ребенку не обязательно надевать платок в школу. Если в школе есть форма, определенный порядок, надо его соблюдать. Хиджаб – это религиозная одежда, которая предписывает прикрывать всё тело женщины, кроме кистей рук и лица. Мои дочери, например, не носят платки. Моя жена одевается так, как все обычные российские женщины. Не нужно травмировать ребенка с детства – ничего хорошего не получится. Все будут тыкать пальцем, оскорблять её, унижать. Зачем? Будет психическая травма, которую тяжело лечить. Религия – явление интимное, это связь между человеком и творцом. И если в государстве есть определенный порядок – придерживайтесь. 

По убеждению Наиль-хазрата, родители должны, в первую очередь, заниматься воспитанием детей, прививать им уважение к старшим, любовь к знаниям, семейные ценности. Это обязанность родителей, бабушек и дедушек. Задача семьи – вырастить из ребенка хорошего человека, патриота своей страны, который сможет быть полезным своей семье и людям, дать ему образование и помочь найти своё место в жизни. Когда ребенок сформируется как личность, станет совершеннолетним, тогда он сам выберет свой путь. 

- Того, что привито с молоком матери, никто дать не сможет, - убежден священнослужитель. - Место мамы в исламе священно. Степень матери в три раза выше степени отца. Но слово отца должно быть авторитетным. Это испокон веков ведется. Мама иногда жалеет и балует. А отец может и приструнить детей. Не обязательно силой, можно и словом.

Ислам - религия добрососедства 

В Поволжье ислам пришел еще во времена Хазарского каганата и более 1400 лет мирно уживался с различными верованиями. Может быть поэтому, у нас, передаваясь из поколения в поколение, сохранился чистый, так называемый «пророческий» или традиционный ислам. 

В Коране сказано, что каждый мусульманин должен почитать и защищать своих соседей. Во время праздника Курбан-байрам, первую часть жертвенного барашка отдают соседям, и только вторую родственникам, а третью – семье. И тем более нельзя кому-либо навязывать свою религию огнем и мечом. 

- Экспорт ценностей с Запада не приводит ни к чему хорошему, - уверен Наиль-хазрат Сулейманов. – У нас, россиян, есть свои духовные скрепы, традиции, с которых надо брать пример, как жить в добрососедских отношениях, как растить и воспитывать детей. Ну и что такого, если мой сосед христианин, и у него другая вера? Каждый человек, несмотря на его мировоззрение, сам будет отвечать за свои поступки перед Богом. Мы не должны судить. Это дело Всевышнего. 

И каждый человек волен выбирать религию. Нельзя кому-либо навязывать свою религию силой или мечом. Мудрость Всевышнего в том, что он сделал разные религии, народы, чтобы мы познавали друг друга и соревновались в благих деяниях. Красота жизни именно в разности культур. 

К радикалам, по мнению Наиль-хазрата Сулейманова, попадают неофиты, люди, не имеющего внутреннего духовного стержня, не нашедшие своего места в жизни, либо просто в погоне за наживой. Но любого мусульманина должен сразу насторожить сам факт пропаганды насилия. Ведь Ислам-это религия мира и добра! 

Свои религиозные лозунги сектанты выдергивают из контекста Священного писания и выдают за истину. Например, слово «джихад» с арабского переводится не только как «война», но и как «настаивание», «настойчивость», «усердие», «старание», «трудность». 

- Джихад — это организация определенной схемы действий ради достижения поставленной задачи. Так, более-менее просто можно дать расшифровку этого слова, - поясняет Наиль-хазрат. - Слово «джихад», разумеется, как и подавляющее большинство других терминов, принятых к употреблению в мусульманской терминологии арабского происхождения, встречается в каждом из первоисточников ислама: и в Коране, и в Сунне пророка. Для комплексного раскрытия сути термина «джихад» надо обращаться не только к первоисточникам и основополагающим положениям ислама, но и к классическим словарям арабского литературного языка. Необходимо это делать по одной простой причине: коранический арабский язык и современный литературный арабский язык, это не одно и то же. Вот простой пример: в Коране, в 19 Аяте главы «Йусуф» говорится нижеследующее: «И пришел караван верблюдов с путешественниками, и послали они одного за водой, и опустил он свое ведро». В арабском классическом понимании слово «cайяратун» переводится как «караван верблюдов», однако в современном арабском языке это слово имеет совершенно иное значение и трактуется как автомобиль, что кардинально меняет смысл священного писания. О каком автомобиле может идти речь, если описываемое событие происходило несколько тысяч лет тому назад! Этот простой пример показывает, что значение арабского языка не гарантирует полноценного понимания значений и смыслов, вложенных в коранические аяты. Таким образом, простой перевод Корана с арабского на иной язык, просто неприемлем и недопустим. Для настоящего мусульманина — это страшный грех, для не мусульманина же — это путь к заблуждению. 

Объявить джихад соседу, другому человеку нельзя. Это противоречит заветам пророка. Джихад – это борьба с самими собой, защита себя, своей семьи и своей родины. Военнослужащий, которого призвали в армию защищать родину, исполняет истинный джихад. 

Или фраза «убивать все неверующих» взята к аята, ниспосланного пророку Мухаммеду во время войны. И относится к людям, нарушившим договор, и убившим невинную семью. По словам священнослужителя, смысл получается иной: неверные или неверующие – это те, кто нарушил договор, заключенный в определенное историческое время. И к современным реалиям отношения не имеет. 

- Когда пророк совершал прощальный хадж, он говорил мусульманам: не убивайте друг друга, тем самым вы вернетесь во времена невежества, - цитирует Коран Наиль-хазрат. – Также к тяжкому греху относится и самоубийство. И террорист, подорвавший себя, не является мучеником (шахидом). Это заблуждение. В Коране сказано, если человек убил человека, значит, он убил все человечество. Пророк предупреждал, что нельзя фанатично придерживаться религии. «Вы не сломаете религию, но фанатизм сломает вас». Нельзя ради религии отрекаться от родителей и семьи - это не правильно.

Халяль - это дозволенное 

Слово «халяль» в переводе с арабского означает «дозволенный». Понятие это довольно растяжимое. Сюда входит не только еда, одежда, но и финансовые сделки, имущественные и наследственные вопросы. Например, мусульманин не может заниматься ростовщичеством и давать ДЕНЬГИ ПОД процент. 

Если говорить о мясе, то халяль — это разрешенная животная продукция. Нужно, чтобы животное было зарезано правильно, и из него была выпущена кровь. К месту забоя его нельзя тащить, бить тупым ножом или мучить. 

- Как религиовед я считаю, что запрет есть свинину – это мудрость Создателя, - говорит имам-хатыб Сулейманов. - Почему он запретил – вопрос для людей размышляющих, медиков и ученых. В какой-то степени, это добровольное самоограничение человека, исповедующего ислам. Но если человек оказался в таких условиях, когда кушать больше нечего, попал в трудную жизненную ситуацию, ему разрешено употреблять в пищу даже свинину. Допустим, в армииэто мясо входит в рацион, поэтому употребление его не таит греха, так как это вынужденная мера. Ведь жизнь человека – превыше всего. А когда вокруг изобилие, есть выбор еды, мусульманин должен найти разрешенную халяльную пищу. 

Так же стоит подходить и к пятничной молитве. Работающим прихожанам или путнику не обязательно ее читать. Можно ограничиться обычным намазом. Врач не может бросить своих пациентов ради того, чтобы пойти в мечеть. С точки зрения религии, пятничная молитва необходима мужчинам совершеннолетним, свободным и здоровым. 

Раз в год каждый верующий соблюдает пост – уразу. От зари и до захода солнца нельзя ни кушать, ни пить. Но соблюдать уразу нужно не фанатично. Если здоровье не позволяет и необходимо принимать лекарства, можно не держать пост. А после полного выздоровления возместить его в любое время. 

Если у человека тяжелая неизлечимая болезнь, то ему предписывается вместо одного пропущенного дня кормить одного бедняка. Это называется в религии «Фидия». Освобождены от этой обязанности дети и беременные женщины, путники, немощные и престарелые. Но беременным женщинам и путникам обычно предписывается возместить пропущенный в силу обстоятельств пост. Наиль-хазрат считает, что самое главное в таких ограничениях – самодисциплина и самовоспитание. 

Лучше глубже изучать суть религии, приобретать знания. Многие мусульмане поверхностно знают ислам, не уточняют многие моменты и усложняют, тем самым, себе жизнь. А ведь знания – это одна из обязанностей каждого верующего. Ведь самый первый ниспосланный аят – «Читай! Изучай!» 

- Верующий человек не должен зацикливаться на форме одежды, религиозных догматах, - считает Наиль-хазрат Сулейманов. - В Коране есть аяты, которые призывают к умеренности во всем: в жизни, в поклонении, в питании. Вера должна быть в душе, сердце и поступках. Надо делать больше добра, быть честным. Всевышний не смотрит на наши лица, одеяния и статус. Он смотрит в сердца и души. Жизнь преподносит разные уроки. И человек должен задуматься и преодолеть эти испытания.

Немного о земной любви 

Сейчас все больше молодых прихожан предпочитают освящать свой брак и просят прочитать никах. К сожалению, не все из них могут сохранить семью. 

- Ко мне каждый день приходят за советом, - рассказывает Наиль-хазрат. - Кто-то жалуется на мужа, кто-то – на жену. В исламе нет тайны исповеди, но всегда можно прийти к имаму за советом, излить душу, попросить помочь. Мы мирим супругов, помогаем решить конфликтные ситуации. Каждый человек должен выбирать свою половинку по своему нраву, по статусу, чтобы потом не было никаких конфликтов. Любовь, как правило, проходит. А совместная жизнь несёт стандартные проблемы. Если супруги не подходят друг другу по статусу, менталитету или у них большая разница в возрасте, начинают возникать разногласия. Поэтому нужно быть мудрее. Ведь самое нелюбимое Всевышним дозволенное деяние – это развод. 

Жесткий запрет накладывает ислам и на прелюбодеяние. Потому что в итоге, супружеская измена приводит к разрушению семьи, делает супругов и их детей несчастными. 

В исламе женщины свободны 

Вопреки сложившимся убеждениям, в исламе женщина имеет довольно высокий статус. Она может работать и ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. Причем, все заработанное - это её личное имущество, которым она распоряжается по своему усмотрению. А вот мужа она содержать не должна. 

При женитьбе, мусульманин обязан сделать невесте ценный подарок. Это может быть машина, квартира, золото, деньги и т.д. Если у пары жизнь не сложилась, при разводе мужчина должен оставить ей это имущество. Более того, он обязан ещё три месяца кормить, одевать и содержать эту женщину. И по истечении этого срока, обеспечить её определенной суммой. 

Мужчине не возбраняется помогать своей жене по хозяйству. 

- Жена у меня прекрасно готовит и традиционные татарские блюда, и что-то из русской кухни, - улыбается Наиль-хатыб. - Но, если я вижу, что она устала или просто хочу настроение поднять, порадовать, я сам готовлю. Почему нет? Помогаю ей и по хозяйству. Конечно, у нас есть дочери, и они тоже помогают. Перед Всевышним, наилучшие из мужчин – это милосердные люди по отношению к своей семье. 

Что касается многоженства, то, по мнению Наиль-хазрата Сулейманова, российские мусульмане должны руководствоваться своими обычаями, традициями и светскими законами. У турков и арабов многоженство было всегда. Но то, что для них норма, для нас ею не является. Религия дозволяет взять четыре жены. Но она также предписывает всех их одинаково содержать, предоставлять квартиры, одежду, равное количество денег, на равных одарять своим вниманием, участвовать в воспитании детей. 

- Некоторые верующие думают, что если это разрешено, значит это обязанность. Нет, это не так. То, что считается дозволенным в религии, не всегда одобряется обществом, в котором мы живем. На мой взгляд, лучше иметь один крепкий тыл, чем два фронта, - улыбается имам-хатыб.

Согласно статистике в мире проживает более 1,5 миллиарда мусульман. Ислам в России исповедует более 15 миллионов человек, это свыше 10% от общей численности населения. 

В Самарской области официально зарегистрировано 93 мусульманских религиозных организаций, которые называются махалля. И 2 учебных заведения (медресе).

Источник: samara.kp.ru