Мир татарского шамаиля«Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского – «священная картина» или «образ». Это своеобразный феномен мусульманской культуры. В Татарстане уделяют особое внимание изготовлению шамаилей. Этот вид исламского искусства включает в себя особенности арабской каллиграфии, способы оформления, выбор материалов. Татарским шамаилям был посвящен ряд конкурсов, выставок, круглых столов, организованных ДУМ РТ. Об этом рассказал первый заместитель Муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров. Это была наша давняя идея. Шамаиль – это особый род религиозного сакрального самовыражения в мусульманском мире. Он связан с каллиграфией, которая, как известно, занимает центральное место в сфере искусства мусульман и связана с Божественным словом. У каждого народа, исповедующего Ислам, есть свои традиции каллиграфии. В Турции есть техника «эбру», которой пользуются художники-каллиграфы. Капли краски тонкой кистью наносятся на слой воды, создавая особое «мраморное» изображение. Перед этим в воду для большей плотности добавляется экстракт горной колючки гевен. Затем накладывают бумагу, и получается уникальный рисунок. Это вклад турок в мусульманское искусство. У татар эта традиция выражена в виде шамаиля – аятов из Священного Корана, которые пишутся на стекле с использованием подсветки из фольги. Эта техника уникальна и нигде больше не встречается, кроме как у татар-мусульман в России. Издавна татары старались украшать шамаилями свои дома. В них сочетаются исламская по содержанию и национальная по форме составляющие. При оформлении используются татарские национальные мотивы, изображения татарских мечетей с маленькими минаретами на крыше. Часто мастера изображали значимые для народа самосознания города – Болгар, Билярск. Шамаиль является источником многих смыслов, символов, являющихся культурным кодом народа. Он питает атмосферу, в недрах которой формируется наше национальное самосознание, задает архетипы мировосприятия. Дети, выросшие под такими шамаилями, начинают чувствовать и религиозную, и народную традиции. Шамаиль – это не просто картинка с текстом аята. Он хрупкий, нежный. Я сам вырос под татарскими шамаилями. Это сильно влияет, помогает быстрее осознавать себя мусульманином, становится частью твоей жизни, менталитета, внутренних ориентиров. Конечно же, эту традицию надо возрождать и беречь. |
|
|