1 декабря в Общественной Палате прошли слушания «Изучение религиозной культуры в школе: первый год эксперимента». Члены ОП, представители религиозных конфессий и специалисты в области образования обсудили промежуточные результаты программы и внесли свои предложения по её усовершенствованию. Обсуждение коснулось проблем и недостатков, выявленных в ходе апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5 классах общеобразовательных школ. Выступающие сошлись во мнении: какой бы ни была программа, она не должна провоцировать развитие ксенофобии, религиозной нетерпимости и агрессии среди детей. 
Специально для слушаний в ОП РФ эксперты социологического агентства «Политех» при поддержке Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести подготовили исследование "Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики.
«Результаты опроса выявили, что организовать реальную возможность выбора модуля курса не удалось», — заявил председатель Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе. Каждый пятый (21%) участник опроса заявил, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль Курса (по идее разработчиков программы дети могут изучать на выбор светскую этику, обобщенный курс истории религий, либо историю одной из ведущих конфессий). Каждый второй (53%) участник опроса сказал, что все дети в классе, где учится его ребенок, изучают один и тот же модуль.
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан подтвердил это примером: все школы в Ставропольском первоначально провели голосование большинством (!) выбрали изучении светской этики. При этом только за изучение православного модуля в регионе высказались 25,9%. 
«Если в классе есть хотя бы один ребенок, который не согласен с «централизованным» мнением, его нельзя «ломать через колено», — подчеркнул Николай Сванидзе.
Член ОП, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод высказался в пользу преподавания курса «Основы мировых религиозных культур» (истории религии по выбору можно проходить на факультативах). Причем, в этот же модуль эксперт считает целесообразным включить блок, посвященный воспитанию толерантности. «Учитывая рост ксенофобии, это было бы полезным», — отметил он. Абсолютное большинство родителей 78 % положительно относятся к изучению религиозных культур в рамках школьной программы. Тем, не менее, на местах апробация программы проходит непросто, связано это, как выяснили эксперты, со слабой подготовкой преподавателей и недостаточным финансированием.
По данным ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, более 60 % педагогов нового курса — учителя начальных классов.«Отдельные методики, которые поступают с мест, годятся не для исследования с точки зрения истории религии, а скорее для публикации в журнале „Крокодил"», — грустно призналась заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Марианна Шахнович.
У ряда экспертов вопросы вызывает содержание учебников. Так помощник Главного раввина России Андрей Глоцер с улыбкой рассказал о том, что издательство «Просвещение» в книге, предназначенной для изучения иудейского модуля, допустило ряд ошибок.«На 17 странице книги использована фотография мусульманской святыни вместо иудейской, а в разделе „Законы скромности" у женщин видны только головы», — объяснял он собравшимся.
О финансовых проблемах говорил диакон Андрей Кураев. «Не решен фундаментальный вопрос: кто будет доплачивать учителю за дополнительные часы», — подчеркнул он. При этом, священник заметил, что учебников катастрофически не хватает, а из-за того, что программа работает в пилотном режиме вопросы с бюджетным финансированием на местах решать трудно.
Вместе с тем, в целом, ни один из конфессиональных лидеров не высказался о преподавании основ религиозной культуры и светской этики негативно.«Льстить проекту нельзя, есть вопросы, их нужно решать сообща, но мусульмане в целом относятся к проекту положительно. О том как реализуется проект в Чувашии мы подготовили информационную справку» , — четко сформулировал член ОП, муфтий Чувашии Альберт Крганов.
При этом общественники не поддерживают даже теоретической возможности «конфессионального диктата». «Я не допускаю, чтобы была какая-то одна религия в школе», — подчеркнула Алла Гербер, сделавшая акцент на том, что преподавать «в светской школе можно только историю религии». По итогам слушаний в Общественной палате принято решение подготовить рекомендации общественных, религиозных и научных организаций, посвященные дальнейшей доработке курса «Основы религиозных культур и светской этики».Пресс-служба Общественной палаты