Часть первая.

УЛОВКИ ДЬЯВОЛА (САТАНЫ)

Экстремизм - явление не новое. Знает верующий человек, что есть сатана и его призыв это есть зло.

И сказал сатана Творцу «Я - лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его – из глины». (Аль - аграф,12)

Стремление сатаны - быть лучше и выше всех, а его горделивый нрав привел к тому, что он был изгнан из обители Рая. Но после изгнания он поклялся отомстить Адаму (да благословит его Аллах) и его род. Некоторые люди считают, что шайтан обладает таким могуществом, что может заставить человека бросить послушание и совершать недозволенное, поэтому человек не виноват в том, что пренебрегает выполнением указаний Аллаха или совершает что-либо недозволенное. Причина такого мнения кроется в незнании Священного Корана, который разъяснил истинное положение вещей, указав, что шайтан не обладает властью принудить человека совершать недозволенное или отклоняться от исполнения обязанностей. В таком случае шайтан стоял бы наравне с Господом в своем стремлении заставить людей делать то, что ему нужно. Если бы шайтан обладал такой властью, то это противоречило бы велению, данному Аллахом человечеству, и соответственно, противоречило бы тому, что сказано в Священном Коране. Веление Аллаха подразумевает способность человека добровольно выбирать добро или зло. Если бы человек был лишен воли и сатана мог бы заставить его бросить свои обязанности перед Аллахом и совершать недозволенное, то это свело бы на нет повеление, предоставленное людям Аллахом. Ибо все пророки, которых Аллах посылал на всем протяжении существования человечества, приходили с указанием данной свободы выбора для человека. В зависимости от того, примет ли человек призыв Аллаха или увещевания шайтана, искушающего человека соблазнами запретного, он получит награду в виде рая или наказание в преисподней. Священный Коран разъяснил, что шайтану легче уговорить совершать нечестия на Земле неверующих, чем верующих. Коран также указал пределы власти зла над неверующими, ограничивая призывом к безбожию и запретному и пределы отклика неверующих на такой призыв.

Раскрывая истинные возможности шайтана, Всевышний Аллах говорит по этому поводу: «И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал данного вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как звать вас на путь кривды. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу вам прийти на помощь, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что вы прежде поклонялись мне. Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание». (Ибрахим, 22)

В вышеприведенном аяте шайтан объявляет об ограниченности своих козней в отношении тех, кого он уговаривал совершать недозволенное, и о том, что он не обладал таким могуществом, чтобы препятствовать им войти в рай.

По поводу слов Аллаха из аята «... у меня не было над вами иной власти...» богословы (муфассиры) говорят: «То есть у меня не было иной власти, кроме той, которой я вас соблазнял». Слово «власть» здесь объясняют так: «я не заставлял вас избиениями выполнять то, что мне нужно. Вы поклонялись мне и просили у меня, считая, что я обладаю такой властью, хотя у меня не было даже доли такой власти».

Все эти слова показывают, что, призывая последовать за собой, шайтан в этом мире обладает ограниченной властью и его искушения ограничены призывом ко лжи и заблуждениям. Этот соблазнительный призыв, с одной стороны, лишен необходимости и доказательств, а с другой стороны, далек от принуждения и власти. И если бы человек учитывал это, то не было бы необходимости отвечать на такой призыв, и не надо было бы кого-либо, затем порицать.

«... Так теперь порицайте не меня...» за то, что вы творили по причине, что я обещал вам ложное, а затем не сдержал слово.

«... А самих себя» за то, что вы отозвались на мой призыв, в котором не было ни нужды, ни принуждения. И что касается ложных обещаний и поддельных призывов, сбивающих с пути истины, то у джиннов власть была ограничена, не в пример тому, что вам обещал Аллах, призывая в Обитель Мира. А вы совершали то, чего не стал бы совершать разумный, разве что только тот, кто оказался беспомощным...

«Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне...» — то есть я не могу спасти вас от предстоящего наказания, а вы не можете спасти меня от того, что предстоит мне».

В этих словах содержится указание, что шайтан в его положении отделен от них для получения наказания и тоже нуждается в помощи. Как же просить помощи у того, кто сам в ней нуждается?

Когда спадет завеса, им станет ясно, что они были безбожниками из-за того, что поклонялись ему наряду с Аллахом. В этот день шайтан предстанет перед ними в своем истинном обличии, повергнув их сердца в горе, и им станет ясно, что: во-первых: все обещания, данные шайтаном в этом мире, были ложными, то есть противоположными истинным обещаниям Аллаха. Шайтан не сдержал своих обещаний, и никакой пользы от них нет. Его призывы были пустыми, бездоказательными и лишенными какого-либо смысла, чтобы ими могли бы руководствоваться разумные люди. Отверг их порицания, сказав, чтобы они порицали самих себя, ибо они добровольно подчинились явной лжи, которую не стал бы принимать разумный человек. Шайтан не может ни помочь им, ни спасти их, не может оказать им какую-либо пользу и не может причинить вред. Напротив, он сам оказался в таком же бедственном положении и наравне с ними нуждается в помощи. Они согрешили тем, что уверовали в него и уповали на него, и это только прибавило им несчастья и усугубило их положение. Из всего этого ясно, что Аллах не давал шайтану власти над людьми и человек свободен в своем выборе добра или зла. Следовательно, у шайтана нет власти над верой людей, и он не может заставить их совершать дурные поступки, если только они сами не выберут такой путь.

То, что шайтан не властен заставить людей совершать запретное, в котором нет необходимости, и он может только призывать к этому и соблазнять, уходит корнями в ту историю, когда шайтан возгордился и отказался преклониться перед Адамом. Чем же тогда может закончиться принятие этого призыва, и кто эти люди, предпочитающие поддаться таким призывам?

Священный Коран отвечает на этот вопрос во многих своих аятах.

Аллах сказал: «Воистину, шайтану не подвластны те, которые уверовали и уповали на Аллаха. Воистину, подвластны ему те, которые признают его своим покровителем ». (Ан-Нахль, 99-10)

«Они подтвердили мнение Иблиса о них, когда последовали за ним, — кроме немногих истинно верующих. У него не было над ними власти, [а Мы дозволили ему подвергнуть людей испытанию], дабы отличить того, кто верует в будущую жизнь, от того, кто сомневается. Господь твой — Хранитель всего сущего». (Саба, 20-21)

Также Аллах сказал о шайтане, да будет он проклят:

«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я исхитрюсь приукрасить все дурное на Земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни». Аллах ответил: «Это тот путь, который Я считаю прямым. Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой». (Аль-Хиджр, 39-42)

«Воистину, Мои рабы не будут подвластны тебе, и только твой Господь — покровитель их».

(Аль-Исра, 65)

Приведенные аяты объясняют нам, что призыв шайтана к мраку и нечестию приносит плачевные плоды тем, кто пренебрегает поминанием имени Аллаха, которое Аллах вручил им для защиты от искушений шайтана и его соблазнов, чтобы предохранить себя от бездны. Что касается уверовавших, то они знают с помощью чего они могут противостоять шайтану.

Аллах сказал: «А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни Сатаны], и распознают [подлинное значение наваждения]». (Аль-Аграф, 200-201)