11 февраля текущего года президент Д. А. Медведев посетил главную мечеть Уфы и обсудил с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином вопрос совершенствования российской исламской образовательной системы. Были приняты решения о строительстве «Академии исламских наук» в Уфе под эгидой Центрального духовного управления мусульман и последующем переходе к трёхзвенной системе образования. О существующих достижениях, проблемах и перспективах  развития отечественной системы мусульманского образования нам поведал ректор Российского исламского университета при ЦДУМ России, Главный муфтий Уральского региона, председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей Ринат-хазрат Раев. – Муфтий хазрат, по Вашему мнению, какие успехи в области развития исламского образования в России уже достигнуты?– С середины 30-х годов прошлого столетия на долю российских мусульман выпали тяжкие испытания, когда была развернута политика воинствующего атеизма. По всей стране были порушены тысячи храмов, мечетей, синагог. Все учебные заведения, включая такие знаменитые медресе как «Галия», «Усмания», «Хусания», «Мухаммадия», «Расулия» и т. д.  были закрыты, с тех пор мусульмане не имели возможности изучать свою религию, опасно было даже держать Коран у себя дома. Однако ситуация изменилась в перестроечные годы. В 1989 г. на постсоветском пространстве в г. Уфе было открыто двухгодичное медресе по подготовке имамов. В 1996 г. оно преобразовалось в Исламский институт, а с 2003 г. – в Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России. Были также открыты 8 средних медресе в Октябрьске, Ульяновске, Астрахани, Оренбурге и т.д. За 20 лет напряжённого новаторского труда было выпущено более 1000 выпускников, которые служат сегодня в самых различных регионах страны, проповедуют традиционный Ислам ханафитского толка, ведут большую и успешную работу против проникновения и распространения экстремизма и радикализма.В настоящее время Российский исламский университет в Уфе совместно с исламскими вузами Казани, Москвы, Махачкалы, Нальчика, Грозного, а также целым рядом светских учебных заведений России трудятся на пути возрождения системы мусульманского образования. Однако на сегодняшний день остаётся нерешённым ряд проблем, над которыми нам предстоит работать. Ежегодно Российский исламский университет при ЦДУМ России выпускает примерно 100–120 человек с заочного отделения и всего 20–30 человек с очного. Мы всеми силами пытаемся обеспечивать не только наш регион, но и региональные ДУМ при ЦДУМ России, где существует нехватка кадров, квалифицированными священнослужителями.– Совсем недавно было принято решение об учреждении в Уфе Исламской Академии наук и дальнейшем переходе к трёхзвенной системе образования, пожалуйста, расскажите немного подробнее о новых проектах.– Под новой Исламской академией в Уфе имеется в виду учебное заведение в составе духовно-просветительского комплекса «Мир и согласие». Грандиозный комплекс, под который президент республики Башкортостан Р.З.Хамитов выделил 20 гектаров земли в самом центре Уфы, будет включать мечеть на три с лишним тысячи человек, детский сад и школу, а также «Академию исламских наук ЦДУМ России».  Сейчас ведётся работа над проектной документацией. Президент республики Башкортостан был одним из инициаторов данного проекта. Уфа уже более 220 лет является одним из старейших духовных центров мусульман России, должна им оставаться и впредь. По плану - строительство комплекса должно будет завершиться через три года. Академия станет крупнейшим институтом и центром исламских исследований в России и будет призвана стать надёжным оплотом традиционного Ислама в нашей стране. Выпускники вузов, которые покажут хорошие результаты на предшествующих образовательных ступенях и  в научной сфере, будут приниматься для дальнейшего обучения в Академию. Планируется открытие нескольких факультетов, среди них: факультеты хадисоведения, фикха, усуль ад-дин, арабского языка и т.д. Возможно, филиалы данной академии появятся и в других регионах страны, в том числе и в  республике Татарстан.Что касается новой системы образования, то она будет предполагать три уровня: медресе – исламский университет – исламская академия. Такая трёхуровневая система выведет исламское образование на более высокий качественный уровень. – Новые учебные программы будут вырабатываться совместно всеми исламскими вузами?– На сегодняшний день существует Совет по исламскому образованию, который возглавляет ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. В работе данного Совета принимают участие все исламские вузы нашей страны. Совместно вырабатываются программы по бакалавриату и магистратуре, в дальнейшем, думаю, будет проводиться работа по принятию общих стандартов и для академии. Учебная программа по бакалавриату уже сформирована и одобрена. Несмотря на разногласия между духовными управлениями, мы, ректоры университетов, стараемся работать вместе, планируем сотрудничать и в будущем. Это необходимо для того, чтобы выпускник казанского Российского исламского университета смог работать, скажем, в Уфе, а выпускник уфимского вуза – в любом другом регионе.  Должна быть выстроена слаженная единая система образования. Учебные заведения  медресе  в партнёрстве с РИУ ЦДУМ России работают по утверждённой единой учебной программе  президиумом ЦДУМ России. Выпускники среднего профессионального образовательного  учреждения – медресе имеют возможность поступать в наш университет, но уже не на первый курс, а на третий. – Новая система исламского образования будет предусматривать обучение за рубежом?– В этом году в Уфимском Российском исламском университете начала работать магистратура по теологии. После окончания магистратуры, студенты будут на полгода направляться на обучение за границу, прежде всего, с целью практики арабского языка. Ранее мы отправляли студентов в Каир, в университет «Аль-Азхар», сейчас планируем направлять студентов в Марокко. В конце февраля в Рабате прошёл международный научный форум на тему: «Институты и центры исламских стратегических исследований исламского и арабского мира» под эгидой Исламской международной организации образования, науки и культуры (ISESCO). В форуме приняли участие представители различных стран, от России участвовал я и преподаватель нашего университета Айрат-хазрат Ялалетдинов. Целью данного форума стало желание объединить существующие в мире центры исламского просвещения, выработать общую стратегию сотрудничества в сфере исламской религиозной науки, мысли и образования. Своё сотрудничество с РИУ ЦДУМ России предложили Египет, Марокко, Иордания, Судан и т.д. Планируется подписание двухсторонних соглашений с вузами этих стран. Мы планируем также привлекать к работе в нашем университете и Академии опытных учёных из других мусульманских стран, которые будут приезжать к нам читать курс лекций. Такое обсуждение уже имело место быть. Но базовое религиозное образование студенты должны получать в России, потому что опыт прошлых лет наглядно показал, к чему приводит обучение в зарубежных учебных заведениях, не имея отечественного религиозного образования.  – В последнее время очень активно обсуждается вопрос создания единого списка рекомендуемой исламской литературы, насколько это возможно сегодня?– Это реально, но обязательство по составлению подобного списка должен взять на себя какой-то орган, возможно, специальный совет, аналогичный Совету по исламскому образованию. Муфтиятов у нас в стране много, больше, чем в арабских странах. Каждый муфтият стремится издавать или переиздавать  религиозную литературу. Если будет создан коллегиальный орган, который будет следить за качеством выпускаемой религиозной литературы, появление подобного списка, на мой взгляд, возможно. Появление такого совета было бы для нас благим делом, так как литературы сегодня издаётся много, имеется очень большое количество дореволюционной литературы, которую в обязательном порядке необходимо переиздавать. Важной вехой в развитии системы исламского образования стала  Государственная программа по его содействию.  Благодаря функционированию этой программы были решены, прежде всего, организационные и юридические вопросы, связанные с  развитием  системы обучения исламским наукам.  Плодотворной оказалась и идея создания Консорциума вузов партнёров из числа исламских и светских учебных заведений.  Так называемые светские учебные заведения передали мусульманским значительный  опыт   организации учебного процесса, понимание важности методической работы, помогли в создании учебных комплексов, помогли понять логику организации учёбы в вузе.Другим важным подспорьем в становлении исламского образования стало создание  Некоммерческого благотворительного фонда «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования». Не секрет, что большинство низовых общинных организаций и мусульманских приходов  не в состоянии были решать комплекс экономических вопросов, связанных с эксплуатацией культовых зданий, содержанием имамов и учителей-хазратов. Адресные выделения грантов фонда помогли многим местным  религиозным организациям наладить свою работу. Государственная программа и деятельность Фонда существенно обогатили материальную базу ведущих учреждений исламского образования  – университетов и институтов Москвы, Казани, Уфы, Махачкалы, Нальчика и Грозного. Особенно важным результатом стало обновление компьютерного парка, оснащение вузов и части медресе технологически новыми инструментами, видеоконференцзалами, минитипографиями, компьютерами новейшей модификации. Некоммерческий благотворительный фонд «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» активно помогает исламским университетам и медресе в издательстве книг, учебников, пособий, однако нехватка религиозной литературы пока существует. У нас  при РДУМ Челябинской области  действует бесплатная мусульманская библиотека в г. Магнитогорске, где представлено большое количество различной литературы, имеются исторические религиозные рукописные труды выдающихся ученых богословов Урала – Поволжского региона прошлых столетий, а также аудио и видеоматериалы для всех желающих обучаться основам Ислама, и  изучению духовно-нравственным ценностям и традициям Исламской культуры.– Муфтий-хазрат, как Вы считаете, в нашей стране существует потенциал для создания сильной богословской школы, такой, какая была у нас, к примеру, до революции?– Это необходимо для нашей страны, к этому всё движется. Однако в данный момент мы чувствуем острую потребность в грамотных имамах, которые имеют соответствующее образование. Основная часть духовенства – это имамы пенсионного возраста, которые не обучались в специальных учебных заведениях. Мы сейчас пока даже не можем обеспечить наши мечети квалифицированными священнослужителями, которые могли бы не только совершать определенные религиозные обряды, но и просвещать, обучать прихожан. Существует ещё и другая проблема – некоторые выпускники исламских вузов не хотят ехать и работать в сёлах, прежде всего, из-за небольшого размера или отсутствия заработной платы. Сегодня мы пытаемся решить эту проблему через общественные советы при духовных управлениях, которые оказывают определенную поддержку молодым имамам, преподавателям медресе. В эти общественные советы входят наши влиятельные бизнесмены, предприниматели, которые берут на своё попечение молодых хазратов, выплачивают им заработную плату, стараются обеспечить жильём. Мы пытаемся дать нашим студентам не только образование, не только знание, но самым главным приоритетным направлением для нас является подготовка благовоспитанного, порядочного педагога – хазрата. По выходу из университета они должны стать той элитой, на которую будут равняться, поэтому одних знаний здесь, как Вы понимаете, недостаточно. Однако нам следует решать и другие долгосрочные задачи, ведь без богословов и учёных развитие исламского образования в России невозможно. Необходимо выходить на новый уровень богословской подготовки и выпускать из наших учебных заведений имамов и хазратов высочайшей квалификации не только в области шариатских наук, но и светских, способных работать не только в России, но и далеко за её пределами, соответствуя современным представлениям и требованиям общества. Потенциал для этого у нас, безусловно, есть, просто необходимы  совместные усилия духовенства и поддержка государства и некоторое количество времени.