02Сегодня перед Исламом нет более насущной и значимой задачи, чем религиозное просвещение. Религиозное просвещение нацелено на правильное преподнесение исламских ценностей, воспитание веротерпимости на основе коранического учения, вовлечение верующих в различные сферы общественной жизни и т.п. Исламское просвещение помогает людям понимать современный мир и помогает им правильно жить в этом мире.

Формы религиозного просвещения разные. Это и проповеди воспитательного характера, моральные нравоучения, совершаемые  обряды, ритуалы, использование средств массовой информации и др. Вместе с тем, велики возможности воскресных религиозных школ. Мусульманская воскресная школа дает религиозное образование в контексте мусульманской традиции, осуществляет духовно-нравственное воспитание, цель и результат которого – ответственный гражданин, добропорядочный семьянин, благочестивый мусульманин.

Актуальность выбора нашей темы «Организация воскресной школы при мусульманской религиозной организации» обуславливается тем, что, несмотря на всевозрастающую потребность в религии, расширении мусульманского просвещения, осознание мусульманскими общинами необходимости создания в большем количестве воскресных школ, в настоящее время мусульманские воскресные школы, особенно в сельской местности, испытывают как организационные, кадровые проблемы, так и проблемы содержательного, методического характера. Необходимо изучение опыта существующих школ, систематизация, обобщения этого опыта и распространение этого опыта в пространстве мусульманского образования.

В своей работе мы исследовали историю создания воскресных религиозных школ в мире, России и Башкортостане.

По данным из литературы первые воскресные школы возникли в середине XVI в. в Европе. Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в.

В результате исследования были выявлены тенденции развития воскресных школ в последние десятилетия по всей России. Нами проанализирована деятельность мусульманских воскресных школ в Пензенской области, Республике Башкортостан, а также отдельных действующих школ.

Закон о воскресных школах …

Исходя из изучения и обобщения позитивного опыта воскресных школ, приходим к следующим выводам:

– достоверно можно утверждать, что воскресные школы востребованы обществом, растет их авторитет как образовательно-воспитательной структуры;

–деятельность школ нацелена на возрождение и развитие мусульманской традиции, что содействует повышению эффективности духовно-нравственного воспитания, освоению людьми социокультурного опыта, помогает устоять в вере;

– воскресные школы организуются двух типов: с освоением образовательной программы начального, среднего мусульманского религиозного уровня образования с выдачей документа об образовании и без выдачи документа. Последний тип преобладает в массовой практике в сельской местности;

- образовательный процесс в воскресных школах организуется в различных формах (групповые и индивидуальные занятия, кружковая форма, дополнительное образование и воспитание, лагерные сборы и т.д.); У нас …

- содержание образования строится на основе учебных программ, учебных планов. Особенности воскресных школ в сельской местности заключается в том, что разработка данных документов, их содержание зависит от имам-хатыбов, опыта их педагогической, профессиональной деятельности;

- эффективность деятельности воскресных школ всецело зависит от педагогического и профессионального опыта имам-хатыбов и других преподавателей.

 

Вместе с тем, имеются и ряд проблем материального, финансового порядка, а также управленческого, программно-методического плана.

Исходя из результатов исследования, мы изложили некоторые рекомендации организационного плана.

  1. 1.При открытии воскресных школ должна быть изучена потребность населения в ней, то есть, сколько будет посетителей. В дальнейшем эта работа превращается в привлечение как можно больше людей в работу воскресных школ.
  2. 2.Выбор энтузиастов, желающих создать эту школу.
  3. 3.Подбор и подготовка будущих преподавателей.
  4. 4.Поиск помещений и материалов.
  5. 5.Составление программы подбор необходимых учебников, литературы.
  6. 6.Вовлечение обучающихся в воскресную школу.

 

 

Мы искренне верим, что наша работа поможет, в первую очередь, мне самому и другим лучше организовать работу воскресных школ. Мы уверены , что воскресные занимают, и впредь будут занимать достойное место в мусульманском религиозном просвещении.

 

Материал  подготовил: Ислям хазрат Куряев