0628 марта  отмечается 120-летие со дня рождения Ахмадзаки (Заки хазрата) Сафиуллина, которого называют последним крупным татарским богословом XX века.

Родился один из самых именитых татарских богословов XX века в селе Кульбай-Мараса Нурлатского района в 1896 году. Несмотря на финансовые трудности, мать отправила Ахмадзаки учиться в медресе Кизляу – одно из лучших в Российской империи в те годы.

Уже там Ахмадзаки Сафиуллин показал свои незаурядные способности в освоении шариатской науки. Окончив медресе, он вернулся в родную деревню служить имамом. Однако после революции ему пришлось бежать в Среднюю Азию, вернуться откуда в Казань он смог только через 10 лет.

После долгих поисков Заки хазрат нашел работу в казанском зоопарке, где долгие годы трудился дворником и бондарем. Однако хазрат никогда не оставлял работу с учениками - а среди них масса именитых богословов. Сейчас они вспоминают, что особым талантом Сафиуллина было ораторство.

 

Свою «преподавательскую деятельность» он начал еще учеником младшего класса медресе деревни Кизляу. Родился будущий наставник татарских имамов в селе Кульбай-Мараса ныне Нурлатского района РТ 28 марта 1896 года в многодетной крестьянской семье. Рано остался без отца. Несмотря на трудности, мать, видя большое стремление сына к учебе, отправляет его на учебу в медресе за 50 верст от родного дома. Там он показывает свои незаурядные способности в освоении шариатских дисциплин. Ему даже было позволено, в виде исключения, обучаться бесплатно. Взамен Заки сам преподавал младшим курсам. Вообще, медресе Кизляу конца XIX - начала XX веков было одним из сильнейших мусульманских учебных заведений Российской империи, уровень знаний в котором был намного выше, чем в современных богословских центрах исламского мира.

Между тем блестящему выпускнику медресе Кизляу недолго довелось служить имамом мечети в родной деревне Кульбай-Мараса. В начале XX годов, опасаясь репрессий, он был вынужден покинуть родные края и бежать в Среднюю Азию. Только через 10 лет Ахматзаки Сафиуллин вместе с семьей вернулся в Казань, где мистическим образом, а Заки хазрат придерживался суфийских взглядов, Господь после недель мытарств помог своему рабу. Он любил часто вспоминать, как, сидя на лавке, после неудачных попыток найти работу ему привиделся «ак киемле карт» (тат. старец в белом одеянии), который перед тем, как исчезнуть, сказал: «Бар батан бакчасына. Сине анда көтәләр» (тат. Иди в ботанический сад, там тебя ждут). Порасспросив прохожих, он находит зоопарк, где было вакантно место дворника и предоставлялось служебное жилье. Вплоть до выхода на пенсию он трудился в ботаническом саду Казани дворником, бондарем. Мастерски изготавливал бочки. Тихо ходил в единственную в столице ТАССР мечеть.  

Ахматзаки Сафиуллин был непревзойденным оратором.  

У Заки хазрата много учеников из современного мусульманского истеблишмента, но он не смог оставить наследника, продолжившего бы его дело.

Его главным стремлением было служение исламу. Своего внука он хотел видеть священнослужителем. Вообще хотел, чтобы в роду были продолжатели его дела.

 Заки хазрат ушел из жизни в возрасте 99 лет. Был похоронен 2 июня 1995 года в священный для мусульман день — пятницу.

Ежегодно казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама в первую субботу мая проводит мероприятие под названием «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» (тат. Цени наставника, когда он еще жив, не забывай его могилу после кончины). Шакирды медресе и гости со всей России воздают мольбы Всевышнему об упокоении душ остазов, похороненных на кладбище. И один из первых, кого вспоминают мусульмане, — это Ахмадзаки Сафиуллин. Последний крупный татарский богослов прошлого века.

Перейти в фотогалерею

Фарид Шагидуллин