Муфтий города Москвы и Центрального региона, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов, член ОП РФ дал интервью корреспонденту АзерТАдж Надыру Исмайлову.

– На ваш взгляд, каковы самые существенные проблемы, с которыми сталкивается ислам в России? И что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы этих проблем стало меньше?

Такова жизнь – она была бы скучной, если бы не было проблем и их решений. Я работаю в системе Духовном управлении мусульман уже почти 20 лет. Одной из проблем я вижу то, что в исламе сегодня у нас очень мало руководителей среднего поколения. Наши почтенные учителя, будь-то Верховный муфтий Талгат-хазрат Таджутдин или другие уважаемые муфтии, учились в свое время в Бухаре и зарубежом, и полностью посвятили себя делу ислама. И есть сегодня проучившиеся в иностранных государствах молодые ребята, которые возвратились в Россию, очень энергичными, у них есть огромное желание работать, принести пользу делу веры. Но я знаю и по себе, что им не хватает той необходимой жизненной мудрости, которая есть у наших аксакалов, чтобы вести внятную просветительскую работу. Нельзя вести за собой верующих просто зная наизусть постулаты Священного Корана, сунны и хадисы. Надо еще уметь их правильно применять в каждодневных ситуациях, научиться принимать правильное решение, все адекватно понимать и правильно разъяснять. Конечно, есть и такая проблема, как незнание самими мусульманами основ ислама. И этим, к сожалению, пользуются многие радикалы. Идет некая охота за душами верующих людей, а их, мусульман, как вы знаете, в России миллионы. И если человек не знает элементарных вещей в религии, то его очень легко заманить в сети. Конечно же, должна активно идти работа по просвещению. Думаю, что новый проект по изучению в российских школах основ традиционных конфессий, в том числе ислама, который сегодня реализуется, поможет гражданам в таком многонациональном государстве как Россия, понять традиции других народов и традиции других религий. – В последние годы происходит усиливающееся сближение Российской Православной церкви и государства. Происходит ли такое сближение с государством у российских мусульман? – Это хорошо, когда у государства и религиозных конфессий есть общие точки соприкосновения, общие цели. Россия ведь складывалась изначально как духовное государство. Если оглянуться в прошлое, начиная еще с булгарских времен, именно из жителей православной Киевской Руси и мусульманской Булгарии, из сплава этих двух многонациональных государств и появилась Русь – наша общая родина. Я считаю, что и для православных, и для мусульман это хорошо. Так почему же мусульманским деятелям и представителям власти не решать вместе общие проблемы? Но, естественно, не должно быть и перегибов. Государство не должно вмешиваться в теологические- религиозные вопросы, потому что у каждой конфессии есть свои священные писания, свой вероустав. Также очень важно, чтобы и религия не вмешивалась в политику. Религия и ее лидеры должны оставаться вне политики. Да, нужно вести общую работу. И в Коране четко говорится, что мусульмане уважают, веруют и «подчиняются Всевышнему Творцу, Его пророку и власть придержавшим из вас». Мы это четко понимаем, и стараемся выстраивать нормальные отношения с органами власти. – Равноправны ли различные религии в России? – По конституции РФ, да. Фактически мы все живем в едином государстве, и это зависит от нас самих, в том числе от мусульман. Это зависит от того, насколько мы организованы, насколько мы можем ставить перед государством единые задачи. Нужно, чтобы мы могли говорить единым голосом. – Есть ли в России существенные разногласия между представителями различных направлений ислама, например, суннитами и шиитами? – Мы уже привыкли, что все время ищут различия внутри мусульманской общины, а сегодня надо искать именно точки сближения. Сунниты ли, шииты ли, или другие правовые школы, которые есть и в суннитском и в шиитском толке, главное, что мы – мусульмане. Мы мусульмане, мы признаем единство Творца, хотим попасть в Рай, спастись от Ада. Это – наши главные задачи. А как нам лучше понимать друг друга, вот здесь, конечно же, мы должны искать точки соприкосновения. А наша задача, как религиозных деятелей, так и людей доброй воли, сделать так, чтобы верующих людей не ввязывали в подобные грязные игры. Мы должны уважать и почитать друг друга. В России нет проблем между мусульманами суннитами и шиитами. Конечно, в России больше суннитов, но мы очень уважительно относимся к нашим братьям шиитам. У нас добрые взаимоотношения, хорошие контакты. – Насколько часто сталкиваются мусульмане в России с проявлением религиозной нетерпимости, отсутствием толерантности (например, из-за большого скопления во время пятничных молитв, обрядов жертвоприношения во время Курбан-байрама или из-за громкого звука азана в мечетях)? – Здесь тоже нужно понимать, что это – вызовы сегодняшнего дня, и если мы с ними сталкиваемся, то должны их решать. Возможно, таких проблем не было раньше. Скажем, 50 лет назад вряд ли были такие микрофоны и громкоговорители в мечетях как сейчас. А сегодня технологии позволяют использовать такие громкоговорители, звук из которых будет слышен во всем городе. Но, фактически, суть-то в чем? Если у имама мечети недостаточно почтительное отношение к мнению окружающих, которые в большинстве не мусульмане, и он во всю силу включает свой микрофон, то это не правильно. Ведь мы знаем, что во времена пророка Мухаммада (с.г.в) азаном призывали к молитве, люди слышали и приходили в мечеть, в этом была суть. А сейчас нет такого, что как только услышали азан – и все побежали молиться, не было азана, ни кто не молится. Конечно, азан с минаретов должен быть. Но с компромиссом. С другой стороны, что касается пятничных служб, проповедей, намазов, то, конечно, молящиеся должны слышать вааз (наставления), и их права тоже нельзя ущемлять. Нужно находить подходы к этому вопросу, в эпоху современных технологий это не трудно сделать. Что касается намазов около мечетей, то в больших городах России эта проблема существует из-за того, что у нас недостаточное количество мечетей, и мусульмане в них не вмещаются. Но, с другой стороны, где в мире есть мечеть, которая вместила бы всех желающих? Для мусульман вся земля это обитель Божья, мечеть. Кроме кладбищ и бань. Построить мечеть на 70 000 человек – это действительно сложно. При этом нужно понимать, что, построив мечеть, потом еще и необходимо ее круглогодично содержать. Но находятся разные решения. Например, у нас есть районные имамы, которые знают, какие есть в этих районах возможности проведения праздничных намазов. Возможно их провести в школьных спортзалах, или в ФОКе. Имамы могут собирать там мусульман и проводить праздничные проповеди или службы во время Курбан-байрама, Рамазан-байрама. Мы призываем наших имамов, чтобы они понимали ситуацию, и адекватно реагировали. В целом география ислама в России расширяется. Раньше мусульмане даже из Москвы на большие праздники ехали к себе на родину, в деревни. А сейчас в большинстве остаются в городах. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много мусульман, из СНГ или Кавказа, которые вполне успешно живут по-своему, стараясь культивировать свой образ жизни. Но ведь если где-то в горах можно взять барашка и зарезать, то здесь понятно, что когда ты в парке это делаешь, то пугаешь людей. Нужно просто знать, как себя вести, понимать, где ты. Здесь, конечно, большая ответственность ложится на плечи самих наших имамов, устазов, учителей- правильно все организовывать и объяснять. – Могли бы вы подробнее рассказать, какие возможности следовать традиции в повседневной жизни существуют в Москве (магазины халяль, специальные магазины одежды и т.д.)? – Такой мегаполис Москва очень интересна бизнесменам, в том числе и мусульманам. И, конечно же, потребность верующих людей в халяльной продукции решается. У нас продается халяльная продукция и при мечетях, есть и специализированные магазины. В России есть комитеты по стандартам халяль при муфтиятах, в целом вопрос более или менее решен. Хотя, наверно, можно было бы в больших городах создать более широкую сеть магазинов халяльной продукции. Ведь это не только мясо, пользоваться продукцией халяль – это образ жизни мусульманина, это может быть и одежда, и те же лекарства, и многое другое. – Хотелось бы попросить вас привести цифры: сколько мусульман, по данным Центрального духовного управления, проживает на сегодняшний день в России? – Мы не ведем специальный учет. Мы можем только использовать статистические данные, например, данные переписи населения в России. Цифры разные, на уровне руководства, например, говорят o 16-20 миллионах и даже больше. Неофициальные эксперты считают, что в России более 35 миллионов мусульман. В Москве и Московской области, по их же оценке, проживает почти 4 миллиона мусульман, из них, кстати, многие азербайджанцы. По некоторым данным, в России проживает где-то полтора – два миллиона азербайджанцев. Большое количество мусульман – это серьезный фактор, на который сегодня обращает внимание и государство, и мэрия города Москвы. Мы общаемся с департаментом межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Там есть полное понимание того, что нужно вести активную работу с национальными организациями, в том числе и мусульманскими, конечно. Президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорил, что нужно помогать мусульманским народам Росси сохранить здесь свои национальные обычаи, традиции, культуру. В России функционируют национальные организации, Азербайджанский конгресс, например, организации узбеков, таджиков, Татарский всемирный конгресс, Ассамблея народов Кавказа. И мы, религиозные организации, стараемся помочь мигрантам в выстраивании диалога с органами власти и с местным населением. Понятно, что миграционная политика не должна быть в ущерб коренных жителей России, но мы понимаем также, что России нужны мигранты. И тут обе стороны должны относиться к ситуации с пониманием, уважать культуру друг друга, обычаи и традиции всех народов. А само государство должно помочь в том, чтобы у мигрантов были защищенные права и они могли бы себя здесь комфортно ощущать. – Сколько в Москве функционирует мечетей? Планируется ли строить новые? – В Москве у нас сегодня действуют четыре мечети. Конечно, их должно быть больше, потому что для миллионов мусульман это очень мало. И для Центрального Духовного Управления Мусульман России сегодня это вопрос номер один. Мы направили письмо руководству страны и мэрии, что необходимо построить еще несколько мечетей. Я вижу, что понимание вопроса есть. Есть проблема в том, что при плотной московской застройке найти подходящие земельные участки очень сложно, но они решаемы. – Вы посещали с визитом Азербайджан. Что вы можете сказать о положении религии и толерантности в нашей стране? – В первую очередь, хочу сказать, что у меня остались очень приятные впечатления от того, как нас принимали наши братья-мусульмане, от проведенных встреч. Азербайджан – очень красивая страна, приятный регион. У вас сохранилось много старинных зданий, сооружений, памятников культуры, памятников религии, и это говорит о почтенной истории и азербайджанского народа и региона в целом. У вас прекрасная природа, наверное, поэтому там живут очень хорошие, интересные люди. Что касается вопроса религии, то видно, что, как и в России, в Азербайджане ислам развивается после того, как прошли времена лихолетья, годы воинствующего атеизма, когда все было порушено. Радует, что в вашей стране сегодня реконструируются и строятся мечети и медресе, издаются религиозные книги, дети учатся религии, молодежь старается жить по нормам ислама, совершается хадж. И мы видим, что ваше государство с почтением относится к религии. Это нас всех очень радует. Я знаю, что в Азербайджане есть многочисленные храмы других конфессий, и есть добрые взаимоотношения между различными верующими. Это говорит о присутствующей здесь толерантности, и это похвально. Мы с большим уважением относимся к шейхульисламу Аллахшукюру Пашазаде. Он является сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ. Он к тому же учился со многими нашими муфтиями, и у него прекрасные дружеские отношения с ними. – Каков уровень сотрудничества между мусульманскими организациями России и Азербайджана? – Исторически существуют тесные связи между духовными управлениями мусульман России и Азербайджана. Еще со времен Советского Союза существовали добрые отношения между четырьмя мусульманскими управлениями: в Уфе, Баку, Махачкале и Ташкенте. Мы всегда дружили, поддерживали друг друга, и эти отношения сохраняются по сей день.