03Хвала Аллаху Господу миров и да благословит Аллаха Пророка Мухаммада его род, всех сподвижников и всех его последователей.

Написать эту статью меня побудила одна очень грустная история одной девушки, которая попала  в очень сложную ситуацию. Несколько лет  тому назад эта девушка (назовем ее Марьям для конфиденциальности) вышла замуж за молодого парня из соседнего региона, но сложилась так, что ее супруг оказался не очень порядочным человеком и дал ей 3 развода (талак), после троекратного развода по Исламу жена не может жить с бывшим мужем, пока она снова не выйдет замуж. Если по каким-либо причинам одной из двух сторон объявит о разводе, то она снова может вернуться к своему бывшему мужу после истечения определенного времени, которая в Исламе называется Идда (3 менструальных цикла). Однако, этот молодой человек хотел вернуть свою бывшею жену и нашел иной выход из этой ситуации, он пригласил своего знакомого Хасана и вместе с ним договорились, что он женится на ее бывшей супруге, проведет ночь с ней и разведется. Какое же мерзостное намерение помышляли эти люди, толкуя по своему Коран и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и тем самым поломали судьбу этой юной девушки.

Теперь давайте рассмотрим правила по Исламу в вопросах 3-х кратного развода.

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِنۢ بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُۥ ۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّـهِ ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّـهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

«Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» Коран 2:230

Давайте посмотрим, как толковали этот аят выдающиеся ученые Ислама и как на самом деле нужно его понимать.

 

 В тафсире ибн Касира говорится: «Причина брака женщины после развода с первым мужем с другим мужчиной должна заключаться исключительно в обоюдном желании связать жизнь друг друга брачными узами. Это, по сути, и есть подлинные причины брака. Если причиной второго брака послужило желание вернуться к бывшему супругу, то такой брак называется «ат-Тахлил», он порицается и проклинается во многих хадисах. Более того, если такое условие было упомянуто в брачном договоре, то этот договор недействителен, по мнению большинства учёных. Также недействителен будет повторный брак с бывшим супругом, если второй супруг совокупился с ней, когда она была в состоянии ихрама, поста, благочестивого уединения в мечети, во время месячных, а затем развёлся с ней, то брак с бывшим супругом также будет недозволенным.

Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто делает женщину дозволенной для ее предыдущего мужа, и того, ради кого это совершают.

 

Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис

достоверным. Похожий хадис также передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа

со слов ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Имам Ахмад передаёт, что Абдулла ибн Масуд сказал:

«Посланник Аллаха проклял………………, женящегося с целью дозволить женщине брак с бывшим супругом, того, для кого это делают, а также поедающего ростовщичество, того, кто кормит его ростовщичеством».

Этот хадис рассказали: Ахмад ат-Тирмизи и Насаи.

Ат-Тирмизи сказал,что это достоверный хороший хадис.

Ибн Маджах передаёт от Укбы ибн Маджах,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не сообщить ли вам о козле, взятом напрокат?» люди сказали: «Да, о, посланник Аллаха». Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это тот, кто делает тахлиль(тот, кто женился и развёлся с женщиной с целью разрешить ей брак с бывшим супругом). Аллах проклял того, кто делает тахлиль, и того, кому это делается».

Аль-Хаким передаёт от Умара ибн Нафи от его отца, что к ибн Умару пришёл человек и спросил о человеке, который трижды развёл свою жену, и на ней женился его брат, дабы в дальнейшем разрешить ему брак с прежней супругой. Будет ли она дозволена для первого мужа?» Он ответил: «Нет, если только тот не женился по любви, мы это считали прелюбодеянием во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Этот хадис с достоверным иснадом указывает на то, что смысле его идёт

от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

Абу Бакр ибн Абу Шейба аль-Джаузани передаёт от Джабира, что ибн Умар сказал:

«Если мне привели бы делающего тахлиль, я обязательно побил бы его камнями (как за прелюбодеяние)».

Современный ученный Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф в в своем Хилале (Тафсир Курана) пишет следующее: «...если дал ей развод [в третий раз], то не будет [она] дозволенной ему после этого, пока не выйдет замуж за другого».

То есть если вдобавок к предыдущим двум разводам он еще раз даст развод, то всего их будет три. А после объявления трех талаков женщина становится не дозволенной, чужой для мужчины, который дал ей развод. Теперь им нельзя жить как муж и жена. Есть лишь один способ восстановить их союз и он заключается в следующем: женщина должна выйти замуж за другого мужчину и жить полноценной супружеской жизнью, и только если второй муж умрет или даст ей развод, она может снова выйти замуж за своего прежнего мужа.

Фраза «И если [следующий муж] даст ей развод, то нет греха на них [обоих — первом муже и жене], что вернутся (оба) друг к другу, если уверены, что выполнят ограничения Аллаха», означает именно это.

Такая женщина должна вступить в никах со вторым мужем без всяких условий, как в обычной ситуации, с намерением постоянной совместной жизни. Впоследствии, если вдруг, как мы уже говорили, он умрет или произойдет талак, только тогда она может выйти замуж за первого мужа.

Не годится, чтобы в этом вопросе всякий поступал так, как пожелает его душа. Это очень важное и требующее большого внимания дело:

«И таковы границы Аллаха; (Он) разъясняет их людям, которые знают».

Даже если посмотреть толкования салафитских ученых современности, таких как АбдурРахман ас-Саади и Мухаммад бин Салих аль-Усеймин то мы обнаружим, что в их толковании данного аята так же есть запрет на такое возвращение к прежнему мужу.

«Если мужчина объявил развод жене в третий раз, то ему запрещается жениться на ней, пока она не заключит законный брачный союз с другим мужчиной и не вступит с ним в половую близость. В мусульманском шариате брак считается действительным только тогда, когда супруги заключили брачный союз и вступили в половую близость, причем богословы единодушны по этому поводу. Следует знать, что второе замужество разведенной женщины должно быть желанным, ибо если женщина вышла замуж только для того, чтобы она могла вернуться к своему предыдущему мужу, то такой брак считается недействительным, и развод после него не делает женщину дозволенной для предыдущего мужа. Даже половая близость со вторым мужчиной при этом не имеет никакого значения, потому что он не считается ее законным мужем. Если же женщина вступила во второй брак с чистыми намерениями и вступила в половую близость с мужем, после чего они разошлись, то после окончания отведенного для развода срока ее предыдущему мужу разрешается жениться на ней в очередной раз. Для этого они должны вновь заключить брачный союз при обоюдном согласии, потому что Аллах сказал, что оба супруга могут воссоединиться.…» Тафсир ас-Саади.

И так же, если посмотрим тафсир Усаймина, то там обнаружим аналогичный запрет на такой брак.

Рассмотрев эти тафсиры мы думаем этого будет достаточно для того, что бы осознать неправильность и греховность данного деяния. Поэтому мы бы хотели обратиться к молодым людям которые, не изучив досконально акыду, фикх, ахляк, манхадж и др. шариатские науки делали поспешные выводы тем самым обременяя себя грехом и тем самым заблуждая других.

А Аллах знает лучше

Вся Хвала Аллаху Господу миров и да благословит Аллах Пророка Мухаммада его род, сподвижников и всех тех, кто следует его путем. Амин.

 

Расим хазрат Аюпов