03Султан хазрат Богданов провел пятничное богослужение в мечети № 1903 г. Кузнецка. Проповедь была посвящена толкованию суры «Аль-Аср».

Содержащиеся в Священном Коране, в особенности в его коротких сурах, которые мы постоянно читаем в наших молитвах-намазах, многочисленные клятвы различными временными промежутками, такими как ночь, день, утро, рассвет, обращают наше внимание на особую ценность невосполнимого дара Всевышнего – времени. Одна из таких сур – это многим из нас известная сура «Аль-Аср». Несмотря на то, что она является одной из самых коротких глав нашего Священного Писания, ее смыслы настолько глубоки, что выдающийся мусульманский учёный имам Аш-Шафии говорил: «Если бы Всевышний ниспослал только эту суру, то и ее было бы достаточно людям».

Сура начинается с клятвы временем «валь-аср». Мусульманские учёные единогласно указывали на то, что эта клятва, как и другие подобные в Коране, обращают внимание на самый ценный капитал, данный нам Господом, в отношении которого многие из нас обманываются и не ценят - время. В одном из своих изречений заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) предупреждал: «Есть два блага, в отношении которых многие люди обманываются – это здоровье и свободное время».

03 1

Еще много веков назад наши праведные предшественники заметили, что в суете трудового дня именно исполнение послеполуденной молитвы «аль-аср» вызывает наибольшую сложность у верующих. Так, выдающийся толкователь Корана, прозванный «гордостью Хорезма», имам Замахшари в своём комментарии к этой суре отмечал, что «выполнение послеполуденного намаза «аль-аср» тяжелее всего для людей, так как в это время они больше всего заняты своей торговлей и другими делами». В эти короткие зимние дни в суете многомиллионного мегаполиса или обычного города этот упрёк приобретает для нас еще большую актуальность.Однако далее великий учёный указывает, что, поклявшись этим временем в суре «аль-аср», а также особо выделив этот намаз в аяте:«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно»,  Всевышний отметил особое достоинство этой молитвы.

03 2

Всевышний во втором аяте суры «аль-аср», возглашает: «Поистине, человек ведь в убытке».Однако Всемилостивейший Творец всего сущего предлагает людям максимально эффективно использовать невосполнимый ресурс времени земной жизни, так, чтобы обратить ее в прибыль и взамен этого капитала получить наилучшую выгоду, которая не только возместит потери, но и тысячекратно превысит утраченное. В третьем – последнем аяте этой суры Священный Коран предлагает четырёх принципную программу, следуя которой человек сможет удостоиться счастья земной жизни и Вечности. «Кроме тех, которые уверовали, совершали добрые дела, заповедали между собой истину и заповедали между собой терпение!». Первый принцип этой программы – это вера (иман), являющаяся основой всей жизнедеятельности человека, второй – добродетель (словосочетание добродетель употребляется в священном аяте именно во множественном числе, что указывает не на одно или два добрых дела, совершаемых от случая к случаю, а на постоянную и неизменную доброту всех поступков), третий -честность и справедливость и последний - терпение. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждой минуте своей жизни, стремясь наполнить ее максимально возможной добродетелью, прожить всю свою жизнь честно, терпеливо пройти все ее испытания и удостоиться таким образом счастья земного и Вечного.