Системные кризисные явления, сопровождающие вхождение западного общества в третье тысячелетие, в той или иной степени потрясают всю человеческую цивилизацию и порождают потребность в новых фундаментальных ориентирах. Наиболее ярко это проявляется в исламском регионе, который ратует за новую модель социальной справедливости, отвечающую его внутреннему пониманию и соответствующую традиционным кораническим ценностям.

Не случайно ряд наиболее видных мусульманских политологов стоит на позициях, что недавние арабские революции - это прежде всего попытки народов свергнуть вестернизированные правящие элиты и двинуться собственным путем развития, с опорой на универсальную божественную справедливость и национально-культурное своеобразие.

История свидетельствует, что исламская цивилизация периода своего расцвета занимала лидирующие позиции во многих областях, в том числе в сфере научного знания. Например, возникшие в средневековой Европе университеты, ставшие локомотивами развития западнохристианской цивилизации, сформировались фактически по лекалам лучших образовательных учреждений того времени - учебных заведений, группировавшихся вокруг мечетей.

Стоит отметить, что признание ценности рационального знания - это отличительная черта Ислама как религиозной системы. "Бог возвысит степенями тех из вас, - обещает Коран, - кто верует в Него и коим было знание дано" (58:11). "Воистину ученые - наследники пророков", - обозначил Мухаммед постпророческую стратегию развития человечества. "Поиск знания от колыбели до могилы" был вменен им в круг религиозных обязанностей каждого мусульманина.

Таким образом, только то общество следует признавать истинно исламским, которое не жалеет сил и средств на просвещение, на добывание научного знания и претворение его в жизнь во благо людей. Говоря современным языком, Ислам в своей основе - религия модернизации.

В социальной сфере стержнем коранической позиции является умеренность, сдержанность, сбалансированный подход к решению любых вопросов жизнеустроения, отторжение всякой практики, предполагающей фанатизм. Проявления экстремизма и радикализма объясняются прежде всего невежеством и отсталостью и идут вразрез с подлинно исламским миропониманием.

Уже сегодня в мусульманском мире представлено множество моделей развития. Национальная самобытность оберегается и культивируется местными властями, так как ислам не предполагает какой-либо унификации. А плюрализм и демократические устои изначально были основами мусульманской государственности.

Как известно, Россия - это держава не только с доминирующим православным населением, но и с мощным государство образующим мусульманским меньшинством, исторически являющемся неотъемлемой частью нашего народа. При этом исламская солидарность, безусловно, не оставит равнодушными миллионы российских мусульман, и они не будут стоять в стороне от тех процессов, которые развиваются у их братьев по вере.

Гражданская позиция мусульман России, желание непосредственно участвовать в преображении своей родины, стимулированное как религиозным возрождением в нашей стране, так и ростом исламского активизма по всему миру, с новой силой ставят в повестку дня вопрос: как, в какой форме, через какие процедуры, институты и личности правоверным реализовывать свои жизненные устремления? Очевидно, что копирование какой-либо модели, предлагаемой сегодня мусульманским миром, не может принести пользы нашему Отечеству. Поэтому решительно необходима собственная модель, которая органически сочеталась бы с линией на построение в России современного общества и обеспечивала бы его межконфессиональную консолидацию на авраамической платформе (единобожии). В связи с этим особую важность приобретает роль государства и тех структур, ведению которых вверены данные вопросы.

В нашей стране религия отделена от государства, но мусульмане, как и православные, иудеи, буддисты и представители других религий, являются российскими гражданами. Поэтому интересы их родины, как того требуют религиозные постулаты, должны пользоваться у них приоритетом над интересами других государств. Кстати, на это не раз обращали внимание в беседах с исламскими духовными лицами генеральные секретари Организации исламского сотрудничества, посещавшие с официальными визитами Москву. Эту же мысль проводит в своих работах Юсуф аль-Карадауи - один из наиболее влиятельных мусульманских мыслителей современности.

В нынешних условиях задача выработки новых подходов в отношении исламской общины России становится делом не столько свободного выбора, сколько суровой необходимости. При этом речь идет о сложнейшей системе взаимоотношений, требующей очень тонкой настройки, архиквалифицированных кадров и повседневного компетентного реагирования.

Одним из важнейших шагов в построении российской модели Ислама должно стать оказание всесторонней помощи в создании национальной школы мусульманского богословия и права. Она не только позволит выработать опорную для модернизирующейся России социальную доктрину отечественного правоверия, но и обеспечит поддержание суверенности страны на "поле духовной брани". И тогда Ислам превратится в один из надежных столпов российской государственности.

Попов Вениамин,

Михайлов Юрий