Нет сомнения, что религиозный деятель несёт на себе одну из главных бременей любого общества – это духовное и нравственное воспитание людей. Конечно же, все слои общества нуждаются в духовном и нравственном воспитании, но больше всего в этом нуждается подрастающее поколение – мусульманская молодёжь. И в этом плане религиозный деятель, особенно находясь в немусульманском обществе, должен наладить с молодым поколением более близкий и правильный диалог, дабы обеспечить правильное понимание религии со стороны молодого и энергичного слоя общества.
Почему это так важно? К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем и видим серьезные проблемы, связанные именно с пониманием религии. Мы видим, что неправильное, самопроизвольное толкование тех или иных аспектов религии ведёт к смуте в обществе, братоубийству и разного рода другим проблемам. А что может быть хуже всего того, что сейчас сказано? Каждый день чьи-то дети становятся сиротами, чьи-то жёны — вдовами, а матери и отцы, потеряв единственного ребёнка, и вовсе сходят с ума. С прискорбием вспомним невинные жертвы среди мирных жителей, среди которых значительная часть сами же мусульмане, в результате террористических актов в Москве, Дагестане, Чеченской Республике и Татарстане. Неужели понимание религии должно порождать такие проблемы и иметь столь плачевные результаты? Где же тогда «мир», «милость» и «баракат», которыми каждый день обмениваются друг с другом мусульмане, говоря «ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух». Почему люди, которым приказано «призывать к добру и запрещать зло», несут зло и беды? Ответ может быть только один – они не знают, что такое Ислам, и что он в себе несёт.
Поэтому роль религиозного деятеля, особенно в немусульманской стране, заключается в большей степени в том, чтобы дать правильное разъяснение мусульманскому обществу, как жить в такой среде, как жить в немусульманской стране и оставаться мусульманином. На сегодняшний день очень много примеров тому, как живя в светском государстве, мусульмане чувствуют себя комфортно. Следует отметить, что большую ответственность в этом деле несут как духовные лидеры, так и политические.
Председатель
«Объединенный исламский конгресс России»
Шавкат-хаджи Авясов