Лидер татарского Общественного объединения "Созидание" Айрат Шарипов поделился своим видением проблем уммы и путей их решения. 

- Вы - лидер популярного в начале 2000-х годов Общественного объединения "Созидание". Много лет о деятельности Вашей организации не было слышно, и вдруг Вы снова стали активно участвовать в общественно-политической жизни республики. Почему Вас стали затрагивать проблемы уммы?

- Ответ прост и очевиден. Во-первых, события, происшедшие в Казани - удавшиеся и неудавшиеся теракты и акции членов организации Хизб-ут-Тахрир – никого не могут оставить равнодушным, особенно на фоне наметившегося раскола среди мусульман (в большей степени, среди молодёжи). Во-вторых, меня, как человека верующего, не могут не волновать острые проблемы, связанные с религией, жизнью уммы, деятельностью духовенства и ее лидеров.

- Что, по-Вашему, представляет из себя российская умма сегодня?

- Я не располагаю достаточной информацией, чтобы дать описание состояния уммы в России в целом, хотя картина, наверное, везде, примерно, одинаковая . Мне проще и актуальнее говорить о татарстанской умме, её проблемах и существующих угрозах для его неё и общества в целом, исходящие со стороны чуждых для традиционного Ислама идеологий и их деструктивно активных сторонников.

- Какие угрозы могут исходить от мусульманских течений?

- Основную угрозу несут идеи, пропагандируемые салафитами, призывающие мусульман к джихаду, к строительству халифата, свержению светской власти, разрушению основ российской государственности, которые к подлинному Исламу не имеют никакого отношения.

- Насколько реальны эти угрозы и против чего они направлены?

- Эти угрозы не были бы для нас так опасны, если бы у нас не была подготовлена почва для их реализации. Это и идеологическая база, сформированная за последние 20 лет проповедниками-ваххабитами на территории Республики, и социально-экономическая. С одной стороны – низкий уровень просветительской и пропагандистской деятельности имамов-традиционалистов на фоне роста активной пропаганды ваххабитов. С другой – целый круг неразрешенных до сих пор социальных проблем в государстве.

Угрозы более чем реальны, и это видно уже по факту совершенных и совершаемых конкретных действий со стороны радикальных исламистов. Мы видим конкретный результат деятельности тех, кто, получив образование в религиозных вузах арабских стран, в частности, Саудовской Аравии, вёл свою активную пропагандистскую деятельность. С недавних пор к нам приезжают проповедники из Средней Азии, Пакистана, которые ведут свои проповеди, находят своих сторонников, объясняют людям разницу между "настоящим", "чистым" и "неправильным" Исламом. Внутри уммы шло и идёт распространение экстремистской литературы.

Если мы вспомним, за что убили Валиуллу-хазрата Якупова, становится очевидно, что самый основной удар приходится на идеологию и людей, способных ее продвигать и защищать.

Заказчиками всего этого являются не сами грезящие о халифате исламисты, а те, кто их незримо направляет – реакционные силы Запада (не стоит путать со всем Западом), стремящиеся использовать Ислам в своих целях, а, в конечном итоге, его и уничтожить руками самих же мусульман. Посмотрите, что произошло с красивейшей мечетью в любимой Пророком Медине: она со всех сторон застроена небоскрёбами деловых центров и гостиниц так, что самой мечети и не видно. Это самый яркий символ той участи, которая уготована Исламу.

Кто организовал смену режим в Тунисе, Ливии, Египте? Сейчас не очень принято называть вслух истинных виновников, так как это может повлиять на дипломатические, политические и экономические отношения между Россией и этими странами. Фактически, через "Аль-Каиду", "Братьев-мусульман", "Хизб-ут Тахрир" и других им подобных идет разрушение государств. Сначала через подконтрольные СМИ ведутся разговоры о недемократичности тех или иных режимов, на самом деле стоящих на пути продвижения их интересов. Затем быстренько формируется коалиционная оппозиция, состав и окрас которой не имеет значения. Эта коалиция финансово накачивается, а если надо, то и вооружается. Через теракты или массовые беспорядки устраиваются провокации, а дальше начинается гражданская война, по исходу которой и приходят к власти те, кто выполнил функцию марионеток или же силы, неспособные к конструктивной деятельности. Ни для кого не секрет, что радикальные исламисты неспособны на созидательные процессы – недовольство среди населения и постоянные беспорядки в государстве обеспечены. Это-то и устраивает тех, кому нужен хаос.

- Возможно ли как-то противостоять этому?

- Чтобы противостоять этому, государство должно, в первую очередь, эффективно реагировать на любые акции радикальных исламистов и действия их боевого крыла, и это - функция местной власти и силовых структур. Другая стена обороны - мощнейший идеологический заслон идеологии салафитов в виде светских социально справедливых законов и идей традиционного для народов России Ислама.

- Какая идеология нам поможет?

- Эти идеологии известны, и представлены в очень широком спектре. Если уйти от разговора в никуда, любую идею, которая пропагандирует насилие и призывает к ней, нужно выставить за рамки закона. Сегодня люди должны знать: чтобы реализовывать свои идеи есть только один рычаг и способ – общественно-политическая деятельность. Особенно это важно знать молодёжи: хочешь перемен? – иди в партию или создавайте свою, участвуй в социальной жизни уммы.

Но и здесь есть опасность. Сегодня используют технологии, когда под видимую оболочку безобидных идей (просвещение, социальная справедливость и пр.) закладывается другие цели, которые проявляются позже. Как действуют радикальные исламисты? За счет проводимых ими публичных социальных и благотворительных акций стараются заработать популярность среди широких слоев населения, и уже потом обнажают свое истинное лицо и цели, при этом выбрасывая в массу лозунги о том, что борьба, которое ведет с ними государство – это борьба с Исламом

- Действия властей. В чем они должны заключаться?

- Яркий пример того, что должна делать власть - пример Чеченской Республики. Там очень четко разделено, что есть конструктивный, созидательный Ислам для российской уммы, а что есть деструктивный, который пришел со стороны. Радикальных исламистов называют бандитами хотя бы уже потому, что основная часть его боевого крыла – это бывшие уголовники и люди, принимавшие участие в боевых операциях в арабских странах по свержению законных правительств. Ваххабитов Рамзан Кадыров, кого-то цитируя, называет "партией шайтанов" и действует по отношению к ним в строгом соответствии с этим своим убеждением.

Такое же отношение к этому вопросу должно быть и в Татарстане.

- В чем проблемы духовной власти на сегодняшний день?

- Духовная власть республики не только не решает ряд основных проблем мусульман, да ещё и сама создаёт новые. Во-первых, наши хазраты в большей степени озабочены вопросами роста личного благосостояния - ведут роскошной образ жизни, ездят на дорогих иномарках, строят коттеджи, занимаются бизнесом. У меня вопрос – откуда они берут такие деньги? А ведь эти средства жертвовались благотворителями для решения вопросов, проблем, нужд, мусульман уммы. У нас до сих пор нет механизма решения социальных проблем мусульман, особенно остро нуждающихся, социально менее защищенных. Ведь основная задача человека духовного, помимо его проповеднической деятельности – это вникание в нужды людей своей паствы и перераспределение благ между ними, которые даются обществом в виде закята, а этот закят, к сожалению, часто присваивается. Пусть простят меня те священнослужители, к которым это не относится! Но это проблема есть, и ее надо решать.

Во-вторых, у сегодняшних имамов не самый высокий уровень собственной специальной и общей просвещенности, и они часто проигрывают по сравнению с теми, кто учился в СА, кто получил высшее светское образование, особенно гуманитарное. Отсюда и низкий уровень авторитета среди мусульман.

Еще один аспект успешности - духовенство должно быть более сплоченным между собой. А сегодня "аксакалы" друг друга за бороды таскают, плетут интриги, а люди все это видят. Если кого-то не устраивают лидеры – проводите честные выборы. Освободившееся место Валиуллы-хазрата, как идеолога, не должно оставаться пустым, там не должен быть вакуум. Если нет конкретного человека, нужно создать совет идеологов из тех исламских умов, которые у нас в Татарстане.

- Каким образом эффективно доводить эту идеологию до мусульман, какие инструменты использовать?

- Может быть, надо проработать вопрос распространения периодического печатного издания, способного охватить большую часть мусульманского населения РТ. На мой взгляд, здесь свою роль должно сыграть государство, которое заинтересовано в пресечении распространения экстремистских идей. Необходимо, чтобы эту газету делали профессионалы

- Каким должно быть взаимодействие религиозных структур и светской власти?

- Вмешательство государства в дела религии должно быть очень осторожным, и ни в коем случае недопустимо, чтобы наше бюрократическое лобби посредством неё продвигало свои интересы, а также интересы разных групп и лиц внутри республиканского духовенства. Никакой чиновник не должен иметь права поддерживать кого-то из хазратов, кроме как через духовное управление. Должна быть обеспечена финансовая централизация ресурсов, подотчётность, прозрачность и контроль. В частном порядке поддерживайте кого угодно. Официально – только через централизованное руководство. Этим мы укрепим власть и статус ДУМ РТ. Зная склонность некоторых лиц к злоупотреблениям властью и положением, необходимо при ДУМ РТ создать контрольно-ревизионное управление или отдел (КРУ), которое будет отслеживать целевое использование средств, в том числе и на местах.

Залог успеха развития уммы – в выборе честных высокопросвещенных духовных предводителей, имамов и хазратов.

Беседовала Максютова Гузель