Доклад на тему: «Роль религиозных организаций и духовных конфессий в профилактике межнациональных конфликтов». 

Докладчик: Председатель совета Старейшин г. Кузнецка при РДУМ ПО, Исляев Искандяр Аббясович.

Здравствуйте уважаемые участники конференции! Разрешите поприветствовать Вас приветствием Ислама «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух». Мир Вам, Милость Аллаха, а также Его Благославление!

Пензенская область – это регион, где межнациональные и межконфессиональные отношения в целом отличаются стабильностью, веротерпимостью, согласием и сотрудничеством.

Было отмечено, что огромную роль в поддержании мира и стабильности в обществе играют религиозные организации. Благоприятная обстановка в нашей республике – это не только заслуги государственных структур, но и результат работы духовных наставников.

 Основная причина возникновения межнациональных конфликтов – духовная неграмотность, проявление неуважения и непонимания к представителям различных вероисповеданий. В вопросах предупреждения, выявления и пресечения экстремистской деятельности одну из главных ролей должно играть взаимодействие органов власти со средствами массовой информации. Именно через СМИ и, в частности, сеть Интернет проникает информация, пропагандирующая среди молодежи этническую, расовую и религиозную неприязнь.

Здесь присутствуют главы основных российских конфессий, люди, чей авторитет и пастырское слово оказывают самое серьёзное влияние на общественную жизнь в нашей стране. Мы, безусловно, ценим огромную духовную просветительскую работу и благотворительную деятельность, которую они также ведут вместе с нами.

Роль религиозных организаций в охране духовного здоровья, нравственности наших молодых, наших юных сограждан, вне всякого сомнения, очень высока. Истоки общественной морали – в религиозных традициях народов нашей страны, в их гуманистической направленности. Идеалы гражданского мира, взаимодействия людей разных культур, взаимодействия по вопросам защиты страны, патриотизма, создания нормальной, полноценной, крепкой семьи, честного труда, сострадания к ближнему – они веками утверждались на нашей земле подвижниками всех конфессий.

Тем не менее, известно, что ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодёжь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, в том числе и псевдорелигиозных. Она оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодёжи. Есть печальная цифра: более 17 тысяч детей и 122 тысяч подростков страдают наркологическими расстройствами в нашей стране. Причём думаю, что это всё-таки некая официальная статистика, а реальные масштабы бедствия ещё выше.

Религиозные организации нашей страны вместе с государством могут многое сделать для того, чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в обществе. Молодёжь должна верить и в себя, и в возможности государства. И адаптация молодых людей к непростым условиям жизни – это, наверное, один из наших с вами приоритетов.

Духовные управления мусульман в России являются сегодня краеугольным камнем, опорой, единственной плодотворной формой развития мусульманской общины страны. При всех возможностях и ресурсах органов власти, всё-таки решающее влияние на развитие Ислама в конкретном регионе нашей страны каждый раз оказывают именно конкретные духовные управления мусульман – сокращённо их именуют ДУМами.

Необходимо отметить, что в период становления, институт духовного управления для мусульман выполнял, прежде всего, функцию интеграции в мировую умму. Также важнейшим процессом, запущенным после создания ОМДС, была важная для государства структуризация мусульманской общины России. Многие историки и публицисты делают при этом акцент лишь на интересах государства при создании Оренбургского магометанского духовного собрания. Однако, не стоит забывать, что жизнь простых мусульман Поволжья проходила, по большей части, не соприкасаясь с глобальными замыслами Петербурга, столицы Империи.

Собственно, важность института духовного управления и тогда, при зарождении, и в настоящее время, определяется тремя аспектами его функционирования:

Во-первых, это институт, позволяющий организовать и структурировать мусульманскую общину, реализовать её интересы с помощью механизмов, которые предоставляет государство.

Во-вторых, духовное управление в настоящее время является одним из институтов, способствующих развитию исламского образования в России.

Наконец, третье - важнейшей функцией ДУМов, которая сейчас им присуща (речь не идёт о конкретных организациях), является борьба за единство уммы.

Попытаемся проанализировать, каким образом реализуются данные функции духовными управлениями? Стоит сразу оговориться, что речь пойдёт о региональных ДУМах, так как  всероссийским муфтиятам необходимо посветить отдельный доклад. Итак, в регионах России основными институтами, с которыми взаимодействует государство, которые выражают интересы мусульман, и которые заботятся о единстве уммы, являются  региональные духовные управления мусульман. Однако, заявленные приоритеты в работе духовных управлений не всегда совпадают с реальным положением дел. В большинстве регионов России налицо конкуренция между двумя, тремя, а иногда и четырьмя (!) духовными управлениями (например, как в Сурском регионе)  за право выражать интересы мусульман. В основе отсутствия единства лежат, прежде всего, политические причины, о чём я говорил ранее. Но при этом, в результате конкуренции, не просто теряется единство уммы. Зачастую, каждый председатель духовного управления самостоятельно определяет приоритеты в деятельности возглавляемой им организации, и не всегда его видение ситуации идёт на пользу умме. 

Начиная с 2008 года, под руководством РДУМ проводятся ежегодные курсы повышения квалификации имамов, различные конференции, культурно-нравственные мероприятия областного, межрегионального уровня. Сегодня мы с гордостью говорим, что это направление  развивается благополучно, что имамы РДУМ ведут работу по направлению традиционного ислама. Руководство РДУМ пресекает тех имамов, которые отклоняются от курса ЦДУМ России. Наша цель добиться положительных результатов в развитии направления традиционного ислама России, достичь «золотой середины», так же воспитывать  в обществе ту изюминку, которая поспособствовала  веками жить в мире и согласии со многими народами нашей страны, прививая уважение к традициям и  обычаям наших соседей.

Мы должны совместными усилиями пресекать все проявления экстремизма: и действия, и пропаганду экстремизма. Мы должны приобщать молодёжь к межкультурному диалогу, к сотрудничеству, воспитывать молодёжь в духе толерантности. Но в то же время мы должны помнить о российском патриотизме, который направлен на поддержание межнационального согласия, на сохранение единства в нашем многоконфессиональном обществе. И здесь от наших с вами совместных действий зависит практически всё.

Сегодня мы обсуждаем молодёжные проблемы. И я не побоюсь сказать, что тема нашего заседания, по большому счёту, это будущее России. Сегодня страна нуждается в развитии, в обновлении, в инновационном развитии, но инновация немыслима без поддержки одарённых и желающих трудиться молодых специалистов. Россия всегда была богата умными, талантливыми людьми, и наша задача – привлечь творческую, мыслящую молодёжь к созиданию лучшей жизни именно в нашей стране, а не за её пределами.

Как верно заметил русский литератор екатерининской эпохи Денис Иванович Фонвизин, молодой человек подобен воску. Именно поэтому поддержка молодых людей не должна сводиться исключительно к материальной помощи, хотя материальная помощь тоже очень важна. Но не менее важно, а, может быть, более важно воспитывать настоящего человека, воспитывать личность самостоятельную, думающую, трудящуюся и понимающую, что такое долг и что такое нравственность. Свойственный молодым людям максимализм не позволяет мириться с недостатками окружающего мира: с равнодушием, корыстью, с моральной скудостью. Это ведёт к обособлению групп молодёжи. Само по себе это обособление может содействовать тому, что молодёжь становится лёгкой добычей преступных и экстремистских группировок. Для того чтобы наша история никогда больше не знала разрывов, расколов, революций, надо крепить единство поколений, в котором есть залог единства России.

Для того чтобы действительно не было этих разрывов в истории, необходима связь поколений. Важно, чтобы мы умели жить вместе, несмотря на все различия, несмотря на существующие в стране и в мире экономические, социальные, политические и прочие проблемы. Бесспорно, нам не следует игнорировать участки повышенного напряжения в общественной жизни. Так, во многих местах непросто складываются отношения между местным населением и приезжими из других регионов и из других стран. Это происходит, прежде всего, в силу неодинакового менталитета, различного культурного уровня, расходящихся представлений о нормах поведения. Выход представляется в большей социальной адаптации приезжающих. Необходимо обучать их русскому языку, знакомить с российской культурой, вовлекать в российскую общественную жизнь, знакомить с религиозными традициями нашей страны.

В широком плане РДУМ Пензенской области также интересует речевое поведение людей – носителей и русского, и других языков, – оказавшихся вне родной языковой среды. В Пензенской области живут десятки тысяч мигрантов и, вероятно, тысячи из них их дети.  В Российском образовании увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. В результате эти дети испытывают большие трудности в изучении предметов школьной программы. В этой связи ощущается острая необходимость в обучении  нуждающихся русскому языку. Так мы сможем во многом содействовать разрешению этой проблемы.

Конечно, другой важной проблемой является этническая преступность, которая часто связана с попытками монополизировать в рамках определённого этноса ту или иную форму бизнеса. Нет ничего плохого в том, что люди той или иной национальности имеют предрасположение к той или иной деятельности. Плохо тогда, когда вовнутрь этой деятельности не допускаются представители других национальностей и когда защита своих национальных интересов, связанных с бизнесом, превращается в борьбу с людьми других национальностей. Это нередко провоцирует очень, как мы знаем, неадекватную, радикальную реакцию местного населения.

Констатируя все эти вещи, нужно, конечно, понимать их природу, природу происхождения. И совершенно очевидно, что здесь не только разница в культуре, о чём я говорил, здесь ещё и разница в жизненной психологии, в системе ценностей, а все эти разницы лежат в сфере духовной жизни человека. Сегодня нужно совершенно ясно и определённо говорить и нашей молодёжи, и всему нашему обществу: насилием, погромами, пропагандой экстремистских лозунгов невозможно решить ни одну проблему. Попытались построить справедливое общество в нашей стране через этот исторический разлом, через насилие, через гражданскую войну – ничего не получилось. Весь мировой опыт показывает, что через конфликт и борьбу невозможно строить и созидать справедливое и консолидированное общество, раны заживают очень медленно. Вражда, экстремизм, ненависть к людям другой национальности, другой веры совершенно очевидно не имеют никакого религиозного оправдания, сколько бы они ни прикрывались псевдопатриотическими и псевдорелигиозными лозунгами. И здесь, я думаю, очень важная задача религиозных общин, мечетей, церквей, конфессий, религий ясно об этом говорить и своим верующим людям, и всему народу.

Духовенство подчёркивает важнейшую роль воспитания во всей дальнейшей жизни человека. Цель воспитания – это раскрытие данного Богом нравственного идеала, достижение человеком совершенства. Образовательный процесс без воспитания то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании молодёжи. Ведь даже самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может употребить во вред себе и окружающим.

Воспитание молодого поколения должно стать общенародным делом. Создание условий для счастья молодых – задача национального масштаба, требующая совместных усилий власти, педагогики, науки, культуры, религиозных общин и всех слоёв нашего общества. Духовные управления мусульман, равно как и другие религиозные общины, могут сыграть в этом деле далеко не последнюю роль. Ведь у государства и духовенства в значительной степени один народ, и всё, что волнует народ, волнует и духовенство. Задачи совместной работы по воспитанию молодёжи должны, на мой взгляд, определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества. Нам необходимы не только конференции, «круглые столы» и дискуссии в СМИ, но и создание механизмов для подготовки решений общенационального масштаба. Нужна также поддержка молодёжных организаций и инициатив, в том числе в сферах патриотической и общественной работы, нравственного и духовного самовоспитания, научного и культурного творчества, спорта, содействия охране правопорядка.

Лучший способ борьбы с экстремизмом – дать молодым людям настоящее дело, помочь им в будущем взять в свои руки свою судьбу и судьбу нашей экономики, политики, науки, культуры. Самое главное в воспитании – это пример жизни самого воспитателя. Сегодня молодёжь смотрит на нас с надеждой – не обманем ли мы её ожиданий. Я думаю, что мы должны понимать, насколько важен этот фактор личного примера, понятие духовного наставника. Почему он  оказывает воздействие на душу человека? Не потому, что он подбирает правильные слова, а потому, что он является примером, он является реальным авторитетом. Когда у нас все преподаватели в школе будут реальными примерами и авторитетами, то тогда, конечно, многое изменится. Речь идёт не только ведь о школе, речь идёт и об армии, о трудовых коллективах. Понятие наставничества – это всегда понятие неформального лидерства, которое связано с личностью человека. Дай бог, нам действительно, старшему поколению, стать примером для молодых, хотя ведь и старшее поколение подвержено воздействию негативных факторов, которые разрушают нравственность. Благодарю за внимание.