Часть вторая.

УЛОВКИ ДЬЯВОЛА (САТАНЫ)

Аллах сказал: «А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни Сатаны], и распознают [подлинное значение наваждения]». (Аль-Аграф, 200-201)

Наваждение — это искушение или его начало, и когда оно касается уверовавших, то они распознают истинную его природу и не поддаются ему.

Сильное тело не поддается микробам, которые могут вызвать различные болезни, а ослабленное тело легко заболевает; подобно этому и испорченный ум, склонный к нечестию и дурному поведению, бывает готовым последовать за шайтаном. Поэтому нельзя допускать ни ослабления тела, ни ослабления духа, так как они оба влияют на степень такой готовности: чем крепче тело, тем больше здоровья, чем крепче дух, тем меньше опасности попасть под влияние шайтана. Чем крепче вера, тем меньше опасности попасть в сети нечестивых.

 

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), говорил об Умаре ибн аль-Хаттабе (да будет им доволен Аллах) «О, люди! Я могу доверить себя в руки ибн аль-Хаттаба, так как шайтан никогда не застанет его врасплох».

Это касается не только Умара ибн аль-Хаттаба (да будет им доволен Аллах). Чем крепче вера человека, тем легче ему противостоять соблазну шайтана и его последователей из числа людей.

Сказано в аятах Корана: «Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».(Аль-Хиджр, 42)

Ученые считают, что нет власти над их сердцами. Это значит: У тебя нет такой власти, чтобы ты вверг их в грех, который мог бы привести их к гибели и в котором они не могли бы покаяться. Это не противоречит тому, что произошло с Адамом и Евой, а также им подобными, так как грех может проститься после покаяния, и Аллах очищал от грехов тех, кто по заблуждению последовал за Иблисом, а затем покаялся в этом.

«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я исхитрюсь приукрасить все дурное на Земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни». (Аль-Хиджр, 39-40)

«Воистину, подвластны шайтану те, которые признают его своим покровителем».

«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое. И подтвердился Господень приговор им, как и предшествовавшим им народам из джиннов и людей. Воистину, они были в числе потерпевших урон». (Фуссилят, 25)

Эти аяты доказывают, что шайтаны устанавливают власть над ними в том плане, что они принимают приукрашенное ими запретное, так как не прибегают к помощи Аллаха, чтобы защититься от шайтанов. Вследствие чего шайтаны сталкивают их с позиций послушания к совершению недозволенного, и, следовательно, искушают их человеческими соблазнами.

«Возвести им рассказ о том, кому Мы даровали Наше откровение, а он отвергнул его. Шайтан же обратил его в своего последователя, так что он стал заблудшим. Если бы Мы захотели, то возвысили бы его посредством откровения. Но он прельстился земными благами и подчинился своим низменным желаниям». (Аль-Аграф, 175-176)

Первые козни Сатаны проявились в искушении Адама и Евы, когда он соблазнил их съесть плод запретного дерева. Это произошло после того, как Аллах изгнал Сатану и отсрочил ему наказание за то, что он отказался преклониться перед Адамом.

Аллах говорит об этом: «... Иблис ответил: «Я — лучше его. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины». (Аль - Аграф, 12)

Иблис решил, что он — выше Адама, а высшее творение не захочет поклониться низшему. Это превосходство основывалось на том, что он создан из огня, а Адам — из глины. Это невежественный бунт и нечестивое умозаключение, поскольку глина содержит в себе спокойствие духа, мягкость, терпеливость и уверенность. Глина — место произрастания растений, место изобилия и орошения. Огонь же характеризуется качествами сжигания, безрассудства и спешки.

Кроме того, дело не только в сути самих первоэлементов, а также в том, к чему они приводят, что из них получается, и как они проявляются. После приобретения человеческой формы оказалось, что Адам выше и совершеннее по своим качествам, чем джинны, созданные из огня.

Когда Иблису было велено поклониться, он проявил гордое высокомерие и пренебрег повелением своего Господа, считая, что тот, перед кем нужно поклониться, по своему роду ниже его. За это он был наказан тем, что лишился той высокой степени, которую занимал и опустился до самого презренного положения:

«Аллах сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в раю. Изыди, ибо ты — из числа презренных». (Аль-Аграф, 13)

И не знал проклятый, что если бы он подчинился своему Господу, то Он возвысил бы его. Однако высокомерие не позволило ему сделать это, приведя к прегрешению перед Господом.

Когда Иблис получил повеление поклониться, он проявил нетерпеливость и гнев. Он не покаялся в этом, а напротив, продолжал упорствовать, упрямиться и пререкаться. Сердце его наполнили гнев и злоба по отношению к Адаму, в результате чего он был изгнан и лишен милости Аллаха.

Нетерпеливость и гнев — порицаемые качества, как на то указывал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Терпеливость от Аллаха, а нетерпеливость — от шайтана».

Также в другом хадисе:

«Воистину, гнев — от шайтана, а шайтан был сотворен из огня».

Терпеливость — это далекий пытливый взгляд, который взвешивает начало любого дела, его течение, конец, а так же его результат, поэтому она не спешит начать выполнение какого-либо дела или сразу отвергать его, а делает это только после глубокого размышления, ибо дела судятся по их итогам. Что же касается нетерпеливости (спешки), то она обладает недалеким взглядом и не учитывает последующих результатов своего действия, необдуманно принимается за выполнение того или иного действия, либо же сразу отвергает его, не задумываясь о последствиях.

Когда Иблис искушал Адама и его супругу, Адам не восстал против своего Господа. Священный Коран ясно указывает, что он забыл о завете, данном Аллаху: «Прежде Мы взяли завет от Адама, но он забыл об этом, и Мы убедились, что он ненадежен». (Та Ха, 1 15)

Ибн Аббас сказал: «Воистину, его и назвали человеком (инсан), потому что он забыл (наса)».

Кроме того, Адам не упорствовал в своем заблуждении, как это сделал Иблис, не упрямился и не пререкался, а признал свой грех и почувствовал раскаяние в содеянном.

Он и его супруга сказали: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (Аль-Аграф, 23)

Аллах откликнулся на их признание, раскаяние и просьбу о прощении: «Адам покорился словам Господа своего и Он простил ему, ибо Он — Прощающий, Милосердный». (Аль-Бакара, 37)

Таким образом, наказанием за высокомерие, гнев и безрассудство являются отдаление от милости Аллаха и проклятие в обоих мирах, а наградой за раскаяние и сожаление о содеянном являются милость и прощение Аллахом грехов раскаявшегося. Как велика разница между награждаемыми и наказуемыми, и как велика разница между этими двумя первоэлементами — огнем и глиной! Скорее всего, это различие между огнем, из которого был создан Иблис, и глиной, из которой был создан Адам, в источниках указано не случайно. Это не простое сообщение или передача притчи. Различие между ними обращает внимание мыслящих на то, что кроется в сути этого врага из числа злых созданий, из-за которого гибнут люди. Это предостережение о том, что Иблис поднимает свой голос и распространяет свое зло. Эта не случайность становится еще более весомой, если мы примем во внимание множество других историй и рассказов о событиях, произошедших после того, как Иблис объявил войну против человечества.