Храмы - культовые здания сегодня являются  одним из  источников нравственности и именно в них учат быть людьми. 

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), не заботясь о своём жилище, будучи переселенцем, направлял все силы, в первую очередь, на постройку мечетей. Таким значимым делом была для него постройка мечетей.

«Тому, кто построит мечеть, даже размером с гнездо куропатки, Всевышний построит дом в Раю», – сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), в своем хадисе. Это связано с тем, что от мечетей есть очень большая польза, как каждому человеку в отдельности, так и всему обществу в целом. В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ат-дунья) и загробного (аль-ахират).

Первые мечети Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) вместе со сподвижниками строил из глины.Всевышний в Коране говорит:  «Вы не обретете вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом» (Сура «Алю Имран», аят 92).

В мусульманской правовой мысли средневековья широкое развитие получила идея ограничения права собственности. Дух Ислама требовал от мусульман полной отдачи сил и средств во имя Бога и общества. Хотя собственность считалась священной и неприкосновенной, предполагалось, что мусульмане осуществляют свое право не столь в целях удовлетворения личных интересов, сколько во имя благополучия всего общества.

Обычно в каждой махалле из числа наиболее уважаемых людей избиралось попечительство (мутаваллият) во главе  с попечителем, как правило, авторитетным и преуспевающим предпринимателем. Выборы попечителя имели гласный характер и осуществлялись путем  оформления приговора всех жителей махали на общем собрании. Причем приговор этот подлежал обязательному утверждению сначала у нотариуса, а затем в Духовном Собрании. Согласно этому документу, лицо, избираемое попечителем, наделялось всеми правами по ведению имущественно – хозяйственной, финансовой деятельности мечети и медресе с обязательной ежегодной «подробной отчетностью со всеми оправдательными документами».

Кроме того, мусульмане часто создавали мутаваллияты по управлению приходскими учебными заведениями без опоры на определенную вакуфную собственность. Вообще реформа традиционной мусульманской благотворительности у татар, заключавшаяся в организации приходских попечительств  и благотворительных обществ, преследовала своей целью стабильное финансирование преобразований в конфессиональной школе.

Следует отметить известную односторонность толкования этого положения в нашей литературе. Мнение, что земная жизнь для Ислама якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном». 

Помните, что Всевышний Аллах за любое, даже самое незначительное дело на пути добра, за отношение к Его творениям с заботой и любовью дарует неиссякаемое изобилие -баракят. В Коране сказано: «Те, которые расходуют свое достояние на пути Аллаха, уподобляются зерну, которое дает семь колосьев - сто зерен. Аллах удваивает, кому хочет. Аллах Всеобъемлющ и Всеведущ» (2:261). По словам же Пророка (мир ему и благословение), благие дела, совершенные на пути Аллаха, подобны чистым, звонким источникам. 

Мечети принадлежат вакфу то есть обществу. Чтобы здание, где люди совершают намаз, считалось мечетью и в ней можно было совершать намаз, нужно, чтобы земля, на которой она построена, была передана для мечети – иначе говоря, чтобы это был вакф.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) следующий хадис: «Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются, кроме трёх: неиссякающее подаяние, знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, совершающий мольбы за своих родителей» (Муслим 1631). 

Мусульманские богословы прокомментировали выражение «неиссякающее подаяние» - как вакф.

Ибну Умар, сын сподвижника Пророка Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), передаёт хадис, в котором говорится, что его отец Умар (да будет доволен им Аллах)   в качестве доли получил участок. Получив землю, Умар (да будет доволен им Аллах) оправился к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), чтобы посоветоваться, как поступить с землей. Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям): «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мне досталась земля в Хайбаре. У меня никогда доселе не было ничего ценнее этой земли. Что посоветуешь мне с нею делать?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если хочешь, сделай её вакфом». Умар (да будет доволен им Аллах) сделал тот участок вакфом с условием, чтобы его не продавали, не дарили, не наследовали, пользовались ею неимущие, путникам, гостям. Нет греха тому, кто будет заниматься этой землёй и употреблять выращенное умеренно (не наживаясь на этом)». Именно этот вакф, сделанный сподвижником Умаром, и был первым вакфом в истории Ислама. Практика вакфа быстро и широко распространилась среди мусульман. Сподвижник Пророка Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал, что не было ни одного сподвижника, у которого была хоть какая-то возможность делать вакф, и он бы этого не делал. Имам аш-Шафии говорил: «Мне известно, что 80 ансаров (жители Медины) сделали вакф».

Таким предполагается существование мечети, школы, общественного колодца, гробницы святого и других учреждений, которые могут быть поддерживаемы доходами с вакуфа. Такой же характер присваивается и бедным данной местности: состав этого класса может меняться, но самое его существование предполагается неизбежным. Назначение учреждения, в пользу которого устанавливается должно быть не только дозволенным, но и богоугодным. Поддержание этих последних убеждений не может служить конечным назначением в основании которого лежит почитание Аллаха; но они могут быть временными получателями дара, лишь бы конечной целью, в пользу которой создан являлось учреждение богоугодное с точки зрения религии. 

Но между ними есть лишь небольшая разница. Живительный поток остановится в Конце Света, а реки добрых дел не ограничены временем и пространством, они плавно перетекут в жизнь вечную.

В тафсире Исмаила Хаккы Бурсави «Рух уль-баян» приводится предание о том, что первые вакфы появились на земле во времена Пророка Ибрахима (мир ему). Этому предшествовала вот какая история. Когда Всевышний Аллах объявил Ибрахима Своим другом, ангелы спросили:

- О Великий Создатель! Как может Ибрахим быть Тебе другом? У него есть то, чем он постоянно занят: дети, семья, богатство, душа.

Всевышний Аллах же ответил им:

- Я смотрю не на то, что есть у Моего раба, а на его сердце и дела. В сердце Моего друга Ибрахима нет никого превыше Меня. Если хотите, можете его испытать.

После этого перед Ибрахимом предстал в облике человека ангел Джибриль (мир ему). Пророк в это время пас свою многочисленную отару овец, которую охраняли двенадцать собак. На шее каждой из них висело по тяжелой золотой монете, что было свидетельством земного благосостояния. 

Джибриль (мир ему) поприветствовал пророка (мир ему) и спросил у него:

- О Ибрахим! Чья это отара?

- Это все принадлежит Аллаху, однако Он дал мне ее на временное хранение и в пользование, - ответил Ибрахим (мир ему). 

- Продашь ли ты мне одно животное из этой отары?

- Если помянешь один раз Имя Господа, - сказал Ибрахим (мир ему), - отдам тебе одну треть этой отары.

И Джибриль (мир ему) произнес:

- Суббухун, Куддусун, Раббуна ва Раббуль-маляикати вар-рух.

Пророк отдал ему одну треть отары, после чего сказал:

- Произнеси Имя Господа моего дважды, и я отдам тебе еще одну треть отары. Если же ты помянешь Его Имя трижды, я отдам тебе всю отару вместе с собаками, которые ее охраняют.

Помянешь Его Имя четырежды - я сам стану твоим рабом.

После этого Всевышний Аллах спросил Джибриля:

- Каким ты нашел Моего друга?Джибриль ответил:

- Твой Друг – прекраснейший из Твоих рабов.

В это время пророк Ибрахим (мир ему) обратился к пастухам:

- О пастухи! Гоните отару вслед за этим человеком!

На что Джибриль (мир ему) промолвил:

- У меня нет в ней необходимости, я - ангел Джибриль.

- О Джибриль! - сказал пророк ( мир ему).

- Меня зовут Халиль, и я не могу взять обратно то, что ради Аллаха, от всей души кому-то подарил.

И тогда Всевышний ниспослал Своему Другу откровение, чтобы тот продал отару, купил на вырученные деньги землю и дом и передал людям, чтобы те использовали имущество на нужды благотворительности. Так появился первый вакф. 

Этот мир человек получил уже в готовом виде. Аллах дал ему во временное пользование землю и ее богатства, воздух, свет, воду, а также совершенное тело и недюжинный ум, чтобы ориентироваться в мире. Единственное, чем Он обязал человека, - это нести ответственность за вверенные ему блага. Аллах призывает человека быть благодарным, то есть жить осознанно, помня, что эти блага даны Всевышним, и быть покорным всем Его повелениям.

Аллах не спрашивает с того, кому по Его Воле не было дано каких-то определенных благ. Того, кто лишен разума, не призовут к отчету за служение и покорность. С бедного не взыщется за невыплату закята (обязательное отчисление в пользу нуждающихся), ему также разрешено несовершать хадж. Больной и немощный освобождается от обязательного поста. 

Каждый мумин индивидуален, каждому Аллах дал особенные свойства, качества, блага. В этом проявляется безграничная милость Всевышнего к достоинству своего создания.

Сам Пророк (мир ему и благословение) стал примером для людей в совершении благих дел. Он передал мусульманам семь финиковых садов, а позднее земли Фадак и Хайбар.

Его сподвижники стремились следовать этому примеру и тоже передавали свое имущество в общественное пользование. Джабир (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не знаю ни одного человека из числа мухаджиров и ансаров, имеющих достаточно средств, чтобы они не передали вакфу в пользование свое имущество» (Ибн Кудама «Мугни»).

Когда человек отдает что-либо ради Аллаха, важно, чтобы это была вещь, которую он очень любит, к которой привязан. Так, в один из дней сподвижники собрались послушать полные духовности наставления Пророка (мир ему и благословение) в его мечети. 

В тот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился к 92 аяту суры «Али Имран»: «Не достигнете бирра (слово «бирр» имеет несколько значений: "богобоязненность", "Рай", "довольство Аллаха) если не будете давать из того, что любимо вами...».

Сподвижники слушали Пророка (мир ему и благословение) с глубоким воодушевлением. Каждый думал о том, что бы он мог отдать ради Аллаха в пользу своих собратьев. 

Свое существование вакфы продолжали и под руководством наследников Пророка (мир ему и благословение) – духовных наставников (муршиды). Вакфы были школой духовного воспитания. 

Находясь рядом с праведными людьми, которые жили так, как говорили, и говорили так, как жили, люди открывали в себе добрые начала и становились способными на искреннюю, бескорыстную помощь другим. Основная духовная цель вакфов, ат-такарруб иляллах (приближение к Аллаху) - достичь довольства Всевышнего.

Деятельность благотворительных организаций способствовала стабилизации общества. Социальная справедливость базировалась на здоровых нравственных основах. Помощь, которая оказывалась нуждающимся посредством вакфа, была замечательна тем, что ни тот, кто помогал, ни тот, кому была оказана помощь, не знали друг друга. Так люди состоятельные избавлялись от чувства превосходства и желания показать себя другим, ощущая на себе лишь последствия молитв тех, к которым подоспела помощь. Все это служило укреплению человеколюбия и направляло сердца к благочестию. 

Вакф - это аманат Аллаха своим рабам. Непочтительное отношение к аманату влечет за собой Божественное наказание. Примером тому служит история с племенем Пророка Салиха (мир ему). Люди этого племени в качестве доказательства проповедуемых им истин попросили пророка (мир ему и благословение), чтобы по Воле Аллаха из скалы вышла верблюдица. Чудо произошло. Аллах дал людям верблюдицу. Ее сытное молоко предназначалось нуждающимся. Через некоторое время верблюдицу зарезали, причинив таким образом вред имуществу вакфа, и племя было наказано: Аллах уничтожил нечестивцев.

Известна притча о Сулеймане (мир ему) и маленькой птичке. Однажды пророк (мир ему), которому было дано понимать речь птиц и животных, справедливо побранил одну птичку. На что она со всей серьезностью пригрозила, что уничтожит его султанат. Пророк (мир ему) же ответил: «Ты такая маленькая! Как тебе справиться с моим мощным государством!?» В ответ птичка сказала: «Я намочу свои крылья и потру ими о земли, принадлежащие вакфам, после чего перенесу частички земли на крышу твоего дворца. Этого будет достаточно, чтобы уничтожить твой дворец». 

Из притчи становится ясно, с каким вниманием нужно относиться к имуществу вакфа. Ведь если имущество вакфа смешается с имуществом частного лица, за это надо будет держать ответ перед Аллахом.

На людях, работающих в вакфах, лежит большая ответственность. Участь человека, недобросовестно выполняющего свои обязанности и не по назначению использующего средства, незавидна. 

Памятники мусульманской культовой архитектуры являются достоянием всего народа. Все это последствие того, что многие памятники архитектуры и исторических ценностей не вошли по каким то не известным причинам в список реестра архитектурных и исторических ценностей. Разрушение данной мечети стало реально в связи с тем, что не войдя в реестр государства, остались без права на государственную защиту. Уничтожение исторических и архитектурных ценностей в частности и разрушение данной мечети, и нецелевое использование вакфа отдельными людьми и не защищенность со стороны государства поэтапно приводит к уничтожению исторических корней этнических татар и тюркского наследия в целом. Между тем проблема не так проста, как может показаться. Разрушение мечети приводит к подавлению воли, отчаянию народа в целом. 

«Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в раю» Ат-Тирмизи

Уважения религиозных мест, что разрушение достояний – это акция, которая противоречит учениям Ислама и жизненному пути Пророка Мухаммада (с).

В этом случае как внешнее действие мы принимаем у этого человека и не обвиняем его в его намерении, кроме как если для этого не будет ясных оснований, построенных на фактах и доказательствах, а не чьих то предположениях. Это, что касается намерения, строящего мечеть как основа. И если это так, то та или иная построенная мечеть мусульманином будет попадать так же в основе под общие смыслы доказательств, побуждающих к намазу в мечети и т.д.   Сказал Всевышний Аллах: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится их разрушить?» Сура аль-Бакара 114. 

Как сказал шейх Абду Рахман Саади в тафсире этого аята, разрушение здесь включает в себя как разрушение физическое, так и духовное посредством запрещения совершения там намаза и т.д.

Также: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигать, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» Сура ан-Нур 36.Также: «Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения, и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру» Сура аль-Араф 29. Также: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» Сура аль-Араф 31. Также: «Мечети принадлежат только Аллаху » Сура аль-Джин 18.  

Исламская культура – это культура вакфов. Вакфы организовывались вокруг пророков и посланников (мир им всем). Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Проявите милосердие и сострадание к тем, кто на земле, и те, кто на небесах, проявят милость по отношению к вам». 

Человек должен помнить, что он распоряжается имуществом Аллаха и неминуемо будет перед Ним отвечать.