26Публикуем сокращенную стенограмму встречи Талгата Таджуддина и Александра Проханова

Александр ПРОХАНОВ.
В мире всё сеяно. И добро сеется, и зло. Если зло сеется на почву, где оно не приживается, оно ветром сдувается. А если оно сеется на благодатную почву, оно прорастает. Исламский мир охвачен внутренними трясениями, потому что есть почва. Я дружу с главой ХАМАС Халедом Машаалем, я его принимал в Москве, ездил в сектор Газа, ездил у Дамаск, где у него была резиденция. Казалось бы, "Братья мусульмане" — это ренессанс, возрождение ислама. А чем все кончилось? Катастрофой, бойней. В Египте опять пришли к власти военные, взяли контроль, идут уличные сражения. Значит, сам ислам внутри себя находится в состоянии трясения.
Откуда взялся ИГИЛ? Что это за бич божий? Говорят, что его создали американцы. Но разве американцы всесильны? Разве Земля крутится по-американски? Есть божественные явления, есть явления, которые саму Америку гнут и давят, Америка сейчас находится в чудовищном состоянии. Так что же такое ИГИЛ? Я вчера о нем не слышал, а сегодня он возник, как какой-то чудовищный ветер, который сметает целые страны. А почему ИГИЛ популярен? Потому что ИГИЛ уповает на справедливое устройство мира, и люди верят, что мир можно сделать справедливым с помощью "Калашникова" и ножа.

Талгат ТАДЖУДДИН.
А откуда это появилось и как создается? Надо посмотреть, кто получает зарплату, в какой форме. Долларов у них много. Для этого им надо просто включить станок… Говорят же, на Украину, чтобы хаос создать, 5 млрд. долларов потрачено. А в Ираке — семь. Сейчас, когда американцы вывели оттуда войска, иракская армия и правительство не могут порядок восстановить, потому что со всего мира там собрались. Совершенно ясно и понятно, что без планирования, без поддержки, без оружия, без средств это невозможно. Но вы не думайте, что это всё на столетия растянется. Даже не на десятилетия. Очень скоро всё будет сметено, не будет такого безобразия. Потому что в арабских, мусульманских странах подавляющее большинство народа не потеряло искренней веры и осознания необходимости добродетели. Ненависти в душе к окружающему миру, к людям другой веры нет. Мы сразу видим, откуда это идет, почему по-шайтански происходит.
Почему вот ИГИЛ, если они хотят справедливое мусульманское государство, халифат построить, не начали со строительства мечетей, дорог, не облегчили жизнь народа? По всей пустыне деревья бы рассадили, как у нас. Не надо тратить деньги на оружие, сразу коммунизм бы построили, ведь там сколько нефти! А они начали с чего? Христианские храмы стали рушить, армейских летчиков убивать, а заодно и мирян, и монахов, в Египте христианских крестьян-феллахов убивать десятками, показательные суды устраивать. Совершенно понятно, какой сценарий и где написан. Не могло так быть, что тамошние мусульмане терпели-терпели, и вот с этого начали устанавливать справедливость. Может быть, у кого-то было желание отомстить кому-то, но не так.
И в Ираке, и в Сирии, и в Иордании две тысячи лет христианство существует. Даже когда истинный халифат был, во времена пророка Мухаммеда, по-доброму эти проблемы решались. А сам Пророк говорил: "Кто обидел христианина или иудея, живущего в нашем государстве, он обидел меня. А кто обидел меня, тот будет с Всевышним дело иметь, Он с него взыщет". А тут всё на показуху, план именно такой — представить мусульман в виде дикарей: вот они церкви, синагоги разрушают, людей, как баранов, режут. Не ислам, а именно мусульман. Идёт искусственное возбуждение противостояния и ненависти между людьми и, прежде всего, между мусульманами и христианами — вот что нужно в этом регионе кое-кому. Ну, а если глубже взять — нефть и газ им нужны. И у нас им то же самое нужно. Александр ПРОХАНОВ.
Вы думаете, что ИГИЛ может сам по себе рассеяться? Что он не имеет почвы?

Талгат ТАДЖУДДИН.
Там не имеет никакой почвы.

Александр ПРОХАНОВ.
Значит, он обречен на самоисчезновение?

Талгат ТАДЖУДДИН.
Абсолютно на самоисчезновение. Рыбу поймать можно удочкой или сетями. А еще лучше водоем сразу осушить, и всю рыбу собрать. Это сделать ни Ирак, ни Сирия не может, даже целое мировое сообщество не может этот водоем, в котором развелись пираньи, осушить. Время идет, но такое бесстыдство, государственный или межгосударственный экстремизм и терроризм не сможет просуществовать долго, даст Бог, опомнятся народы.

Александр ПРОХАНОВ.
Безнаказанно не может. Какое-то наказание, кара будет.

Талгат ТАДЖУДДИН.
Справедливая будет. Кто как отличился, тот так и ответит.

Александр ПРОХАНОВ.
Вас в Башкирии тревожат игиловские тенденции?

Талгат ТАДЖУДДИН.
Конечно, тревожат, потому что даже отсюда хоть и единицы ребят, туда поехали. Поехали вместо того, чтобы завести семьи, родить детей, обустраивать свою Отчизну. А их обманули, внушили им, что они строят халифат, истинное исламское государство. Не может оно строиться на крови! Вся история ислама, история пророка Мухаммеда свидетельствует: никогда мусульмане не обнажали свои мечи, кроме как для защиты своей Отчизны.
История взаимоотношений традиционных конфессий в нашей стране, в России, в Советском Союзе и сегодня в России — говорит о том, что наши предки нашли взаимопонимание, золотой стержень взаимоуважения, мира и согласия. Это не просто от своего доброхотства, а потому, что в основе и иудаизма, и христианства, и ислама одни и те же принципы мирного существования. И не только существования, толерантности, а любви, прежде всего, умения и желания видеть брата, сестру, высшее творение Бога в каждом из нас.

Александр ПРОХАНОВ.
Я практически всю жизнь занимаюсь проповедями нерелигиозными.

Талгат ТАДЖУДДИН.
Вы тоже мулла, проповедник.

Александр ПРОХАНОВ.
Да, я тоже мулла, миссионер. И меня понимают в основном люди моего возраста, потому что я прожил вместе с ними на земле целый срок, я знаю их победы и поражения. Люди среднего возраста тоже откликаются на мои проповеди-призывы. И меньше всего меня понимают молодые. Может быть, у меня не та лексика, не те аргументы, может, я выгляжу, как допотопный динозавр. Молодежь какая-то иная. И когда мы говорим: "Да нет, молодежь такая же", — мы лукавим. Сложилось новое поколение. Оно и не хорошее, и не плохое, но в нем появился какой-то особый фермент, который мне, как писателю, художнику, проповеднику, не дано разгадать.
А ваши религиозные проповеди достигают сознания молодых людей, тем, кому сейчас 15, 18, 20?

Талгат ТАДЖУДДИН.
Я с огромным удовольствием и восхищением слушаю и ваши проповеди, и дискуссии по телевидению, в Интернете, они замечательные и выражают настроение всего нашего общества — не только людей преклонного, среднего возраста, но и молодежи. Молодежь за последние 1,5-2 года во многом изменилась. Я бы даже сказал, что она не изменилась. Все это было в них. И то, что было в крови, в сердце, всплыло. Им стало не стыдно это показывать. Раньше патриотизм, может, они и не проявляли. А тут видят воочию и как наш президент, Владимир Владимирович, ведет себя, как гордо отстоял он наше достоинство. Его наше правительство, наша элита, интеллигенция сегодня поддерживают, и народ все сплоченнее и сплоченнее. Значит, народ осознает: всегда в истории личности играли огромную роль. Только когда есть такие личности и народ сплачивается вокруг них, Всевышний дает победу. Он и ангелами помогает. Но убежденные, уверовавшие люди гораздо дороже ангелов. И если мы ценим всё это, Бог помогает, если не ценим, — сначала начинаются проблемы, землетрясения, болезни и прочее, как предупреждения. Если уже вообще не ценим, — прихлопнет, и все — Судный день.
В мечетях у нас 90-95% молодежь. Я не сталкиваюсь с такой проблемой, что молодежь не понимает. Понимает. И не только из-за образования. Сегодняшний образ жизни даёт понимание и прозрение.
Сегодня везде насаждается, что только мирское ценно. Ценно то, что сегодня есть. Сегодня ты можешь, закурить, одеться хорошо, пошутить… Но молодость — это такой недостаток, который очень быстро проходит. По себе чувствую. Мне тоже сейчас как будто 17 или 27 от силы.
Нам хочется, чтобы наши дети и внуки, молодежь не попали в ту яму, в те капканы, в которые мы попадали в жизни, мы их прошли, слава Богу. А их жалко, мы их любим, и хочется, чтобы беды и напасти их избежали, чтобы они еще радостнее жили в этом мире.
Даст Бог, после всех этих санкций еще более окрепшей будет наша страна, и она уже во многом сейчас эталон, я не побоюсь сказать, не только для Запада, но для всего мира, даже арабского и мусульманского. Там дело вообще не в исламе, а в мусульманах. Мусульманин, христианин или иудей, если он не претворяет в жизнь принципы, которые заложены в Священных писаниях, ему одинаково по справедливости воздается. Какие-то страны десятилетия, столетия были колониями или полуколониями и танцевали под чью-то дудку, и до сегодняшнего дня танцуют. Народы это осознают.
У нас в Древних Булгарах проходили торжества по случаю дня принятия ислама нашими предками, были гости, они говорят: "У России, вашей Родины, есть свое достойное место, и никто его отнять не может. Не может только одна сила, как фараон, насаждать свое влияние, свою культуру, свою цивилизацию другим народам".
Несомненно, мир должен быть многополярным. В основном мир был двухполярный. Шайтан никогда не сможет возобладать, потому что он враг человечества, Сатана. Мусульмане — это не "Исламское государство", которое основывается на принципах Сатаны. И поэтому у него, и гадать тут не нужно, будущего нет. Даст Бог, мир и спокойствие наступят. Мусульманам и христианам, последователям всех традиционных конфессий надо быть вместе. Пророк Мухаммед всегда говорил: "Встанут вместе и христиане, и мусульмане против Даджала-Антихриста. И в это время будет второе пришествие Иисуса Христа".

Александр ПРОХАНОВ.
Человечество не может погибнуть, потому что в душе каждого человека присутствует рай. А рай не может погибнуть. И поэтому взрастание в каждом человеке райских смыслов, райской красоты, любви, справедливости — это неизбежный процесс, хотя он очень часто срывается в насилие, в искушение веры.

Талгат ТАДЖУДДИН.
Да. Смотрите сами, Александр Андреевич: у вас дети есть, у меня дети есть, внуки, уже и правнучка есть. Что бы они ни натворили, вы же не поднимаете руку, чтобы уничтожить их всех. Создатель создал весь окружающий мир: каждый листочек, цветочек изумительны, каждая букашка изумительна, и человек. Зачем Он уничтожит?

Александр ПРОХАНОВ.
Я тоже так думаю.

Талгат ТАДЖУДДИН.
Воздаяние Божие и справедливость, несомненно, наступят.
У нас не говорится "загробный мир" — говорим "другой". У каждого человека с правой стороны ангел записывает добрые дела, с левой стороны записывает грешные. Но грехи в течение семи часов не записывает, а добрые дела — моментально фиксирует. И записывается воздаяние от Бога: самое меньшее — один к десяти. С левой стороны ждет семь часов: может, покается, может, перестанет грешить. Даже когда семь часов проходит, он у правого ангела спрашивает: "Записать?" Тот говорит: "Нет, он доброе дело совершил. Вот здесь сироту накормил, здесь инвалиду помог".
И еще есть ночные и дневные два ангела: один спереди, другой сзади. Когда он спит, куда бы он ни пошел, ангелы следуют за ним.
Когда человек умирает, они спрашивают у Бога: "Вот раб твой преставился, похоронили его. Нам что делать? Тоже подняться на небеса?" — "Нет, — говорит Господь, — вы всю жизнь его сопровождали, сейчас ждите Судного дня и молитесь за него, и просите ему прощения". И вот эти ангелы просят. Даже тот, который грехи записывал, просит: "О, Всевышний, прости Абдуллу, прости Ивана, прости Хадижу, прости Марусю…". У каждого человека, даже у атеиста, они есть.
Поэтому нельзя доходить до такой степени отчаяния, что все пропало, Америка нападет, у нас ничего не останется. Да все у нас есть: самая огромная страна, самая красивая, самая прекрасная страна, и Богом хранимая. Это не просто слова в гимне. Европа уже увидела сколько раз, что мы сильны и умеем за себя постоять? Если хотят, еще можно повторить. Но просто дорого обойдется и им, и нам. И не дай Бог.

Александр ПРОХАНОВ.
Я завершаю нашу беседу словами благодарности вам, Ваше Превосходительство, потому что вы высказали представления, которые мне очень близки, это во многом и мои представления.