12Круглый стол по вопросам профилактики терроризма и экстремизма прошел в г.Пензе в филиале Российского государственного социального университета 25 декабря 2015 года

РДУМ Пензенской области представлял с  докладом по теме: "Как защитить наших детей от действия вербовщиков и террористической угрозы" имам-мухтасиб РДУМ Пензенской области Неверкинского района Равиль хазрат Кулахметова.

Здравствуйте дорогие участники круглого стола, представители органов государственной власти, религиозных и общественных организаций приветствуем Вас и хотим пожелать нашему заседанию плодотворных принятий решений, во благо процветания и имиджа нашего региона.

В последнее время стали очень актуальными вопросы защиты нашей молодежи от действия вербовщиков и террористической угрозы. Террористические организации, в частности запрещенная на территории РФ террористическая организация ИГИЛ виртуозно расставляет свои сети. В паутину чужих идей, страшных амбиций и изощренных действий попадают наши дети – дети России разных наций и вероисповеданий. Как этому противостоять мы сегодня со всеми собравшимися здесь за одним столом проанализируем и рассмотрим, а может быть и скоординируем, и выработаем наши совместные действия.

В самом начале своего выступления от лица руководства РДУМ ПО хочу выразить благодарность Администрации губернатора, правительству Пензенской области за доброе отношение и содействие при решении текущих вопросов РДУМ Пензенской области. Несомненно, внося позитив в дело духовно-нравственного возрождения народов России, вы служите сохранению межконфессионального и межнационального мира, и согласия, что является основой стабильного развития и процветания нашей многонациональной Родины - России.

Все вокруг в жизни меняется, и произошло очень много изменений.  Мы вышли из атеистического прошлого и началось духовное возрождение. Стали меняться и основные документы, в том числе и закон о вероисповедании.  Он перетерпел разные изменения, но сегодня мы видим больше позитива. Начиная с 1997 года навели порядок в религиозной плоскости, дали понятные правила поведения для объединений и самое главное – поставили препон проникновению иностранных деструктивных культов, способных нанести серьезный урон обществу и государству.

За эти 25 лет проведена огромная работа. Было построено и сейчас строится множество храмов и религиозных учебных заведений. Всего этого могло и не быть если не было бы правильных документов, поскольку мы живем в правовом государстве, и мы видим, что наш народ принимает и следует этому закону.

На новом этапе жизни мусульмане России в нашей стране приобрели статус равноправного участника межрелигиозного диалога в жизни исламского сообщества, простые мусульмане не отделяли себя от судьбы своей Родины, способствовали развитию патриотизма. Потребовались годы для восстановления и развития системы мусульманского образования. Было отмечено, что исламские религиозные организации стали прочной основой в развитии межконфессионального и межнационального сотрудничества на территории Приволжского федерального округа. Активная проповедническая, общественная профессия духовных лидеров, позволила выработать стойкий общественный иммунитет против религиозного экстремизма и этнического сепаратизма.

Важна, конечно и роль традиционных конфессий. Один из обсуждаемых вопросов этого круглого стола – сотрудничество религиозных конфессий в рамках противодействия экстремизма и укрепления межконфессиональных связей. Несмотря на то, что Пензенская область у нас многонациональна и многоконфессиональна никаких конфликтов на национальной и религиозной почве у нас нет, и мы как религиозные деятели этим очень дорожим.

Проводя такие мероприятия, как сегодняшние и подобные, мы, во-первых, должны на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур. В нашем регионе, как и в других регионах, живет живое современное общество, естественно все живое имеет и свои проблемы, озвучив болезнь, мы все вместе должны выработать к ним иммунитет и всегда должны быть готовы достойно отвечать на новые вызовы порокам нашего общества.

На протяжении последних лет между руководством Регионального Духовного Управления Мусульман Пензенской области и Русской Православной Церковью Пензенской Метрополии, а также между представителями еврейской общины и Протестантской церковью ведется положительная работа по пути положительного и плодотворного сотрудничества. Доказательством вышесказанных слов является множество встреч между духовенствами, как на территориях мечети, так и Церкви. И даже встреча, когда мусульманское духовенство неоднократно приглашалось в Пензенскую митрополию, Вознесенский кафедральный собор г. Кузнецка, другие храмы для прочтения лекций, участия в различных научно-практических конференциях, круглых столах и в той же мере духовенства постоянно приглашаются на такие же дискуссионные площадки и для участия и для проведения лекции на курсах повышения квалификации имамов РДУМ в 2012 - 2015-х годах, является ярким примером нашего сотрудничества. Хочется отметить недавний круглый стол на тему «25 лет по пути свободы совести», приуроченный 25–летию принятия Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», прошедший 16 декабря 2015 года в Пензенском Храме Протестантской церкви «Живая вера». Главной задачей этого мероприятия стало укрепление мира и согласия в обществе, противодействие экстремизму и гармонизация межконфессиональных отношений в Пензенской области.

У нас продолжаются взаимоуважительные и братские отношения с прежним управляющим Пензенской митрополией Владыкой Вениамином и с нынешним митрополитом Серафимом. Между нами ведется дружественный диалог. С обеих сторон постоянно традиционно обсуждаются вопросы улучшения взаимоотношения между духовным миром православия и ислама, а также вопросы о совместном противоборстве сектантским проявлениям в Пензенской области. Еще 2 года назад в диалоге между духовенствами отмечалось, что одним из существенных рычагов противоборства с такими и подобными проявлениями, в т. ч. и экстремизма и национализма может послужить создание факультета теологии при одном из Вузов Пензы. В проекте обозначалось, что цикл общепрофессиональных дисциплин будут проводить высококвалифицированные священнослужители традиционных конфессий Пензенской области. Целью данного обучения могла бы являться подготовка специалистов в области преподавания предмета "Основы религиозных культур", специалистов по связям с религиозными организациями, кадров для государственных, социальных и религиозных структур в различных направлениях, в том числе и педагогическом. А так же подготовка светских специалистов в области религиоведения‚ способных вести мировоззренческий диалог с обществом.

В ходе наших встреч с представителями традиционных конфессий мы затрагиваем вопросы точек соприкосновений традиционных религий, в частности христианства и ислама. Мы должны помнить и рассказывать о том, что в истории человечества время мира и взаимовыгодного соседского взаимодействия многократно превышает время мятежности, а достижения такого взаимодействия лежат в основе современной цивилизации. В рамках встреч проводятся лекции на темы различных мировоззрений и заблудших сект.

К сожалению, сегодня находятся радикалы как с мусульманской, так и с других сторон, которые обосновывают необходимость вражды и ненависти друг с другом следующими аятами Корана:

«О, уверовавшие! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, – еще сильнее... Вот любите вы их, а они не любят вас» (Коран, 3:118–119).

Находятся и такие, кто призыв «не дружить» истолковывают как призыв «ненавидеть», чего в тексте Корана вообще нет. При таком толковании этих аятов, из которых будто бы вытекает необходимость вражды с представителями других религий, включая иудеев и христиан, толкователь входит в прямое противоречие с другими аятами Священной Книги и Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Между тем, в Коране не может быть никаких противоречий.

Противоречия существуют не в Коране, а в головах людей, которые его толкуют неправильно, выдергивая из смыслового контекста отдельные аяты и игнорируя при их истолковании другие аяты на эту же тему. В других же аятах Аллах сказал: «Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: “Воистину, христиане мы”. Это потому, что среди них есть ученые и монахи, и потому, что они не горды» (Коран, 5:82).

Сам Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, своим примером (Сунной) показывал, как правильно понимать и исполнять волю Всевышнего. Однажды мимо Посланника Аллаха проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. После чего кто-то заметил: «О, Посланник Аллаха, это ведь хоронят иудея». Пророк ответил ему: «А разве он не человек?!».

К иудеям и христианам в Коране особое отношение. Они называются словосочетанием: «ахль аль-Китаб», т.е. «люди Писания (Книги, Послания)». К «людям Писания» должно быть более дружеское отношение, независимо от того, находятся ли они в исламском мире или за его пределами. Обращение к ним Аллаха: «О, люди Писания» или «О вы, обладатели Писания» подчеркивает, что изначально они принадлежат к одной, единой религии пророков монотеизма.

«Скажите: “Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему”» (Коран, 2:136).

К сожалению, на сегодняшний день многие мусульмане России не знают славной истории своего народа. Наша история тесно переплетена с традициями Ислама, суннитского толка, непосредственно с традициями ханафитской правовой школой. Увы, сегодня молодежь, которая сильно переживает за будущее своего народа, желая помочь, попадает в разные политические сектантские организации с нетрадиционным уклоном в России, прикрывающейся религией Ислам. И, сами того не ведая, продолжают разрушать веками налаженное историческое наследие, которое насчитывает почти полторы тысячи лет и уходят корнями к асхабам.

Сегодня мы видим, что и по сей день идет тотальная вербовка в ряды так называемого ИГИЛ или ДАИШ (ад-Даулят аль-Исламийя филь-Ирак ва-ш-Шам). Если смотреть по всей России, то проанализировав ситуацию, можем с уверенностью сказать, что с их стороны по данному направлению делается не малая работа. Мы слышим, как во многих университетов Москвы и других городов: МГЛУ и других светских университетах ведется подобная вербовка. И заметьте, ведется вербовка отнюдь не только исконных, коренных мусульман, но и новообращенных мусульман, и мусульман, которые стараются познать Ислам. В этом плане с ними хорошо работают, потому что их легче ввести в заблуждение. Им удается каким-то образом оправдать правоту своего беспредела. Возникает вопрос: почему им это удается? Неужели с нашей стороны, то есть мусульман традиционного направления ведется малая работа. Нет, конечно же работа проводится большая, но все же среди причин, по которым им удается вести свою работу успешно, можно отнести их финансовую составляющую, задействуют в своей работе специалистов-психологов, интернет ресурсы и другие факторы.

Сегодня можно пронаблюдать что, подвержены вербовке люди с любым социальным статусом, и с любым уровнем образования. В нашем обществе распространено ошибочное мнение, что сектанты ловят только необразованных и малокультурных. Всё это на наш взгляд не так - это заблуждение. Коварные сектанты подкарауливают людей в депрессии, в несчастье, с ослабленной психологической защитой, с их внутренней неустроенностью.

 Поэтому сейчас необходимо всем муфтиятам работать вплотную с данной проблемой. Мы сегодня смотрим, как отдельные муфтияты как-то борются с этой проблемой, а некоторые ее даже никак не обозначают. Это не есть правильно, о данной проблеме нельзя замалчивать, потому что завтра этот радикализм может коснуться и нас, наших детей, наших близких. Все, что делается боевиками ИГИЛ от имени религии Ислам, не имеет ничего общего ни с исламской духовной концепцией, ни с исламской традицией. Поэтому с этими явлениями нужно всем бороться сообща, воспитывать людей, чтобы они не входили в заблуждение, не обманывались лживыми заявлениями тех или иных людей.