19-22 ноября в Турецкой Республике проходит VIII заседание Евразийского исламского совета.В работе форума принял участие председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин. Приводим текст его выступления:

«Горизонты Ислама в Евразии: от традиций к будущему»

«ОСНОВЫ ЗНАНИЙ И МУДРОСТИ В ЕВРАЗИИ»

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Аль-хамду лиллях!

Мне доставляет честь от имени Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМР) приветствовать участников и гостей нашего международного Форума, традиционно собравшегося в гостеприимном и дорогом сердцам всех мусульман городе Стамбуле, сохраняющем и приумножающем, по воле Всевышнего Аллаха, свою выдающуюся историческую роль как одного из ведущих духовных и культурных центров всего Исламского мира.

Мы выражаем самую искреннюю благодарность и признательность Управлению по делам религии Турецкой Республики, уважаемому Мехмед Гурмез эфенди его соратникам и сотрудникам, всем инициаторам и организаторам этого Форума за приглашение к активному участию в нем нас – представителей многомиллионной мусульманской Общины России, которую на протяжении многих столетий связывали с Турцией самые тесные, самые благотворные цивилизационные связи.

Тема, вынесенная на обсуждение нынешнего высокого форума «Горизонты ислама в Евразии: от традиций к будущему», безусловно, отражает наши глубинные чаяния, в полной мере соответствуясь с аятом священного Корана:

«и не отчаивайтесь в утешении Божием. Поистине, отчаиваются в утешении Аллаха только люди неверующие!» (Йусуф 12-87)

На протяжении многих веков наши предки, несмотря на множество серьезных испытаний и глобальных потрясений, выпавших на их долю, сумели бережно сохранить ниспосланные Всевышним Аллахом духовно-нравственные ценности. И по сей день все четырнадцать веков с момента своего зарождения светоч этого учения продолжает озарять истинный смысл нашей жизни. При этом благодать небесного учения не только не утратила своего исконного значения в качестве духовного оплота, но и, напротив, становясь всеобъемлющим фактором бытия все большей и большей части человечества, доступно и исчерпывающе дает ответы на все вопросы, волнующие современного человека.

Сегодня Ислам – одна из самых многочисленных и почитаемых конфессий во всем мире и в нашей стране, в частности. И мы, мусульмане России, уверовавшие в единого Господа, совместно со всеми соотечественниками другой национальности и иного вероисповедания верша новейшую историю страны, своим добрым примером стремимся побуждать в сердцах и душах всех людей потребность к неустанному духовному совершенству. Мы искренне радуемся укреплению уз добрососедства и сотрудничества между Россией и Турецкой Республикой, и другими странами исламского мира. С турецким народом нас объединяет не только общность веры, языка и культуры, но и географическое проживание в центре самого крупного геополитического континента Земли – Евразии, а значит и принадлежность к единой цивилизации. Убежден, что наши духовные контакты на почве исповедания единых религиозных ценностей придают живительный импульс развитию братского сотрудничества наших государств, способствуют укреплению духовно-нравственных связей наших народов, расширяют горизонты взаимодействия и сотрудничества между религиозными организациями в теологической и образовательной сферах, а также в профилактике экстремизма и терроризма.

Мы живем с вами в то время, когда судьбы народов и государств стали более взаимосвязаны, чем в прежние века. Глобализация, современные средства коммуникации сделали современный мир еще более доступным во всех сферах, еще более взаимозависимым и .... все, что происходит любом уголке земного шара, моментально отражается в умах, настроениях и действиях каждого из нас. Вместе с тем, следует признать, что сегодняшний мир, не найдя себе альтернативы в массе иных мировоззрений стал все чаще обращаться к Исламу, находя в его лоне свое духовное прибежище и морально-нравственное очищение, которое достижимо только через восприятие сердцем и разумом этого великого наследия, его всеохватной мудрости и универсальных знаний.

Однако все это непостижимо без веры, и потому вера в милость Божию была и остается во все времена насущной потребностью духовно-нравственного мира каждого здравомыслящего человека, ибо направляет его к совершенству. А поскольку в ее основе заложены вся система морально-нравственных заповедей, норм, понятий и представлений, она формирует из человека полноценного члена общества, личность, живущую осмысленно, с пользой для себя и окружающих. В этом плане исламское вероучение является первоисточником реалистичных знаний о жизни, помогает осмысливать вечные вопросы человеческого существования: о добре и зле, смысле жизни и долге, ответственности, любви к ближнему, милосердии, сострадании и о всех других нравственных критериях. А поскольку только в исламской религиозной системе наиболее полно отражены определяющие условия и основные нормы человеческого общежития, то запечатляясь в индивидуальном сознании, они формируют личность, определяя ей роль и место в общественном бытие. Таким образом, религия представляет собой идеальное образование, которое через призму небесного вероучения откристаллизовало весь положительный опыт жизненного бытия всего человечества, отразив в нем все объективные связи и отношения Божественного миропорядка. Мировое сообщество сейчас все больше и больше осознает эту важнейшую истину, заключающуюся в том, что гармония Божественного миропорядка не достижима без восприятия истинных духовных ценностей. И мы, последователи завершающей миссии Пророка Мухаммада с.г.с., заключающейся в словах Всевышнего

«Мы послали тебя только как милость для миров». (Пророки 21-107)

должны внести свой достойный вклад в верное осознание мировым сообществом глубокого значения духовно-нравственных ценностей для настоящего и будущего всего человечества, мира, стабильности и процветания на всей Земле!

Конечно, наш мир поделен на цивилизации, нации, религии, отражая многогранность и многозначность его исходных принципов. Однако отличительной чертой исламского вероучения является то, что оно всегда выражает открытость и готовность к живому диалогу, поскольку исходит из того, что все мы, все человечество, живет в одном сотворенном мире и связаны единой судьбой. Ислам в этом смысле отличается не только толерантностью к тому или иному мнению, но и сам активно инициирует возможность проведения целенаправленного, научно объективного мировоззренческого диалога, подвигая мировое сообщество к взаимопониманию и взаимосближению. Мы, правоверные, воспринимаем существование сбалансированной цивилизационной вариативности как абсолютно естественное явление, и считаем, что взгляд на современные реалии и требования эпохи должен осуществляться со всех точек зрения, исключающих узкое и одностороннее восприятие процессов мировой общественной жизни и однополярное обустройство мира. И мы исходим из того, что наличие такого многообразия позволяет вырабатывать объективную картину мира и его происходящих процессов. Ведь согласно норм Ислама, не только мы мусульмане являемся общиной пророка Мухаммада с.г.в., но и остальной мир является умма ад-даава.

а Всевышний Аллах повелевает:

«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!»

(Пчелы 16-125)

Господь наш благословил нас представлять все многообразие наших культур и традиций! Давайте же и впредь подавать добрый пример благочестия, согласия и мира, торжества разума и веры! Понимание того, что каждый человек, вне зависимости от расы, происхождения и мировосприятия – наилучшее творение Всевышнего Аллаха, лежит в основе мудрости нашего вероучения и проявляется в стремлении к мирному сосуществованию всех людей на планете. И эту мудрость мы обязаны передавать из поколения в поколение.

Ведь именно к этому и призывает нас Священный Коран:

«Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" Велико для многобожников то, к чему ты их призываешь» (Совет 42-13)

В этой извечной мудрости мы видим непреложное условие сохранения мира на земле и достижение Божественного мироустройства. Только обогатив свой разум знаниями и мудростью вероучения, мы постигнем милости и благословления Аллаха! Только следуя гуманистическим элементам наших культур и вероисповеданий, мы сможем преодолеть преграды, препятствующие установлению согласия и солидарного сосуществования всех народов нашей планеты, эффективно и достойно противостоять всем вызовам нашего непростого времени. Потому как повелевает Господь миров:

«О вы, которые уверовали! Войдите в мир сообща и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас - явный враг! (208). А если вы спотыкаетесь после того, как пришли к вам ясные знамения, то знайте, что Аллах – Могучий, Мудрый. (209)» (Корова 2-208, 209)

А для этого, по нашему убеждению, необходимо иметь искреннюю веру и твёрдую приверженность духовно-нравственным принципам на основе истинных знаний о нашей священной вере, реальностях современного мира, взаимоуважения, мира и добрососедства со всем окружающим нас миром. Именно поэтому мы не приемлем экстремизм, насилие и террор во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и во взаимоотношениях народов и государств. Ответственность и еще раз ответственность, терпение и сострадание в словах и действиях каждого из нас, несомненно должны быть. Универсален и един для всех принцип и закон Божий:

«ни кто из вас не уверует искренне, пока не полюбит для ближнего то, что любит для себя» (Бухари, Муслим)

учил нас этому непреложному принципу и пророк Мухаммад с.г.в.

Обращаясь к истории мировой цивилизации, очевидно, что в прошлом Ислам сыграл важнейшую роль в духовно-нравственной эволюции, научном, культурном, политическом и социально-экономическом развитии современного мира и в процессе его обустройства. Вера наша Ислам – Священный Коран, Досточтимая сунна пророка Мухаммада с.г.в. и богатое духовно-нравственное наследие наших предков за многие столетия стали основой знаний и мудрости и для правоверных мусульман Евразии Именно эта основа во многом определила путь цивилизационного совершенствования наших народов и самосознание всей исламской Уммы

Безусловно, что и сегодня, в жестких реалиях современного динамично развивающегося мира, ей уготована ведущая роль в реализации всемирной миссии. Уверен, что наличие богатого духовного, интеллектуального, наследия и большого человеческого и экономического потенциала исламской Уммы сделают ее способной на значимые достижения и в будущем во всех сферах жизни мирового сообщества.

И в реалиях современного мира, большинство народов и каждая личность стремится найти свое достойное место и не видит его без духовно-нравственного возрождения. Человек не робот. Бездуховность и удовлетворение только материальных потребностей не может его удовлетворить. Именно поэтому, ради счастья этого и вечного мира, возвращение знаний и мудрости – Священной Книге, досточтимой Сунне Посланника Господа миров и духовно-нравственному наследию наших предков неизбежно.

Вас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!