В Московском Государственном Лингвистическом Университете прошло заседание круглого стола на тему: «Особенности преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в средних учебных заведениях».

На заседании приняли участие представители традиционных религий, также представители высших светских и религиозных учебных заведений и др.

Среди участников так же присутствовал Муфтий Москвы и Центрального региона, член Общественной Палаты РФ Альбир Крганов, отметивший в своем выступлении что «Еще в 2006 году Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Министерству образования, цитирую: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

Сейчас в процессе апробации в 2009-2011 годах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) накоплен опыт взаимодействия конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. При подготовке к повсеместному преподаванию ОРКСЭ с начала 2012/2013 учебного года государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и традиционных религий. Теперь перспективы этого проекта непосредственно зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех его участников.

В 2012-2013 учебном году курс включен в обязательную часть программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов. Курс будет введен в 44,9 тысячи общеобразовательных учреждений для 1 миллиона 611,5 тысячи школьников, в том числе для 1 миллиона 351,3 тысячи четвероклассников и для 260,2 тысячи пятиклассников, продолжающих обучение по курсу, в рамках апробации. Дальнейшее развитие этого процесса в нашей стране сегодня зависит, на наш взгляд, от решения главных вопросов.

Первый вопрос — это поэтапное расширение преподавания данной дисциплины в общеобразовательной школе, начиная с первого класса школы и до последнего. При этом на первом этапе с 1 по 4 классы учебная программа для начальной школы включает по выбору 4 традиционные религиозные культуры и этику, а на втором этапе, в старших классах, — модуль «Основы мировых религиозных культур».

Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания «Религии и этики» в школе. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 года. Цитата: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».

В настоящее время в рамках подготовки нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в проект внесена статья, посвященная основам правовых гарантий религиозного образования и духовно-нравственного воспитания в светской школе по выбору семьи школьника, но она нуждается в доработке по ряду позиций. В частности, относительно закрепления института конфессиональной экспертизы учебников и пособий по религиозным культурам. Такая экспертиза позволила бы заложить надежную правовую основу нашего взаимодействия на всех дальнейших этапах расширения преподавания культур всех традиционных религиозных культур и этики по выбору в российской школе.

И, наконец, немаловажный вопрос подготовки квалифицированных кадров для полноценного преподавания религиозно-культурологических дисциплин в общеобразовательной школе. Эти кадры по нашему разумению должны проходить подготовку как в высшей ступени российской образовательной системы, так и по ряду предметов в существующей системе религиозного образования.

Только совершенствуясь и адаптируясь к требованиям времени, возможно субстантивно дополнять государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности в нашей стране.

Но прежде всего, на наш взгляд, главная цель при осуществлении этого проекта должна заключается в том, чтобы все мы сообща культивировали толерантное существование цивилизационной вариативности как естественного явления, отражающего многообразие народов и их многогранные отличия друг от друга – как результат целенаправленного Замысла Всевышнего Творца.

И в этом ключе утверждение духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни мы воспринимаем как главную заботу своей попечительской и просветительской деятельности.

Ведь именно все многообразие культур многонационального российского общества является основополагающим условием для дальнейшего сохранения цивилизационной идентичности России и ее геокультурного пространства. Ибо объединяющей всех исходной точкой является любовь к Богу, к человеку и святое чувство любви к своему Отечеству.

Считаем, что первостепенная значимость просветительского труда заключается, прежде всего, в том, чтобы ментально и эмоционально консолидировать наш многонациональный народ в целостное гражданское общество, создавая ему все условия для гармоничного духовного развития, воспитать полноценного гражданина, живущего осмысленно и одухотворенно, осознающего нравственное измерение своих слов и дел, приносящего пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Мы всемерно будем и впредь стремиться содействовать развитию нравственно зрелого гражданского общества и неустанно соработничать в этом плане с представителями всех традиционных конфессий России, а также с соответствующими государственными структурами.»