Доклад на тему: «Роль ислама в современной истории Российского государства».

Докладчик: Зампред РДУМ ПО, по вопросам просвещения Ильдар хазрат Нигматулин       

Здравствуйте уважаемые участники конференции! Разрешите от имени Регионального духовного управления  мусульман Пензенской области и от себя лично поприветствовать всех участников и гостей сегодняшней конференции  приветствием Ислама «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух». Мир Вам, Милость Аллаха, а также Его Благословение! а также выразить Вам глубокую признательность за заинтересованную готовность обсудить те проблемы и задачи, которые стоят перед нами, памятуя о великом мусульманском принципе, установленным Священным Кораном для мусульман:

وَأَمْرُهُمْ شُورَى بَيْنَهُمْ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ (سورة الشورى - 38)

(А дело их – по совету между ними!). Этот незыблемый принцип,  дарованный нам Всевышним Создателем, заранее предопределяет одну из самых замечательных черт всякого подлинно исламского сообщества. Я имею в виду неуклонное стремление решать самые важные свои задачи через их коллективное обсуждение, строго следуя установлениям Книги Аллаха и Сунны Пророка Мухаммада.

С начала 90-х годов минувшего столетия заметно возрастает значение ислама для  общества и государства. Можно выделить два  основных направления этого значения: собственно религиозное и социально-культурное. Итоги и перспективы "пробуждения" ислама на этих направлениях определенно одинаковы. Не вдаваясь в их детальный анализ, отмечу промежуточные результаты этого процесса, которые особенно важны для политики российской власти по отношению к исламу.

Наиболее радикальные изменения в статусе российского ислама произошли в религиозно-культовой области. Многие из них имели важное положительное значение для удовлетворения потребностей российских граждан исламского вероисповедания, для реализации их конституционного права на свободу совести. Бурная активизация религиозной жизни мусульман выразилась в строительстве множества новых мечетей, издании литературы по исламскому вероучению и культу, открытии духовных учебных заведений, включая университеты, а также в регистрации десятков духовных управлений мусульман.

В духовно-культурной сфере результаты "пробуждения ислама" также представляются достаточно благоприятными. Здесь религия постепенно раскрывает свои возможности, становится органичной частью нравственно-интеллектуального обновления страны, играет заметную роль в формировании культурного и идейного потенциала российского общества. В системе религиозного образования и просвещения, а также в указанной области появляются достойные кадры, которые позитивно влияют процесс восстановления традиций и их соединения с достижениями современной духовной  мысли...

Довольно значительны и успехи нынешнего российского ислама в решении социальных проблем нашей страны. В последнее время здесь наметились позитивные сдвиги, которые выражаются, прежде всего, в концептуальном осмыслении цели и рамок своей социальной деятельности, а также в осуществлении мусульманскими организациями ограниченных программ социальной и гуманитарной помощи людям. Этому способствуют семинары по социальной тематике, регулярно проводимые Духовными Управлениями Мусульман, в том числе РДУМ Пензенской области в составе ЦДУМ России, съезд мусульман Татарстана в феврале 2002 года, ежегодный Всемирный конгресс Татар 2011, 2012 года, обсуждавший социальные проблемы.

Среди многих позитивных тенденций в развитии государственно-исламских отношений в России необходимо отметить создание Администрацией Президента РФ Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Тем самым она подтвердила серьёзность своих намерений в отношении поддержки традиционного Ислама в России. Эта организация первой стала финансировать перспективные проекты российских исламских организаций, обеспечивающих поступательное развитие традиционного Ислама в России. Мы, РДУМ Пензенской области тесно сотрудничаем с данным фондом. С его помощью мы выпускаем газету и журнал «Иман». В типографических продукциях РДУМ осуществило выпуск журналов,  первой и второй книги «Современное российское общество и ислам», первый выпуск книги «Социальное служение» в 2011 году, на тему борьбы против радикализма и фанатизма. Также   выпустило брошюру «Экстремизм - деяние сатаны»,  которую представители РДУМ презентовали в различных вузах Пензенской области.  В честь благочестивых дат и месяцев, с вопросами  и ответами по темам «Курбан»  и  «Рамазан»  было выпущено ряд брошюр. В настоящее время  вышел в свет  второй выпуск книги «Социальное служение» объединяет 280 (двести восемьдесят) полос, отражены итоги работы Регионального духовного управления Пензенской области и общественного Совета за 2011г. В ней предоставлен полный отчет о плодотворной деятельности РДУМ  Пензенской области.

Наконец-то, исламское образование перестали воспринимать как нечто магическое и непонятное. В 2011 году был принят государственный образовательный стандарт «теология», в рамках которого есть и «исламская теология». В конце концов, началась реальная борьба с террористами и экстремистами, которые по большому счёту наносят больший ущерб традиционному исламу, чем государству или другим конфессиям. Сейчас уже большинство руководителей крупных муниципалитетов в Центральной России осознают, что мечеть  в их городе – это показатель грамотной этноконфессиональной политики, а не свидетельство засилья мигрантов.

Оценивая политическую роль в современной России, нужно отдавать себе отчёт в том, что с середины 90-х годов ислам в России перестал проявлять себя не только как религиозный фактор, носитель духовно-культурных ценностей или проводник социальных программ, а превратился ещё и в важную составляющую российского политического процесса. Сейчас складываются благоприятные условия для решения ещё одной актуальной задачи, имеющей, без преувеличения, политическое значение, — достижение лучшего понимания ислама российским обществом, преодоление настороженности и недоверия ко всему исламскому.

Создание таких структур, как Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России и Комиссия по вопросам религиозных объединений при федеральном Правительстве свидетельствует о том, что власть на самом высоком уровне уделяет должное внимание конфессиональной жизни России, в том числе связанной с исламом. Но деятельность этих органов, о чём красноречиво говорит само их официальное название, нацелена на решение преимущественно религиозных проблем, причём не всех, а связанных именно с задачами религиозных объединений. Понятно, что усилия власти в этом направлении при всей их важности не могут исчерпать государственный подход к исламу в целом, ибо сводятся к принятию и реализации законодательства о свободе совести.

Результаты "пробуждения" ислама — прежде всего в областях прямо с религией не связанных — объясняются многими причинами, и не в последнюю очередь спецификой осмысления мусульманскими лидерами и центрами форм и целей своего участия в общественно-политической и культурно-духовной жизни России, в решении её социальных проблем, а главное — принципов отношений ислама с властью.

Оглядываясь на пройденный нашим Отечеством (с начала наступившего XXI-го века) путь, мы отмечаем, что он был ознаменован немалыми успехами и достижениями. Среди них мы, мусульмане, конечно же, отмечаем в первую очередь те поистине революционные перемены, которые произошли во взаимоотношениях Государства и Общества, в целом, Государства и Религии – в особенности.

В 2003 г. в Малайзии Владимир Владимирович Путин выступил с исторической инициативой присоединения России к Организации Исламская конференция. С того времени был сделан целый ряд масштабных заявлений о сближении с исламским миром и об уважении к мусульманам внутри страны.

В.В. Путин стал первым российским правителем за всю историю, кто официально на самом высшем уровне признал, что Россия – «и мусульманская страна». Президент также добавил, что мусульмане РФ имеют полное право чувствовать себя частью глобальной уммы, а сама Россия всегда была и остается геополитическим союзником Ислама.

Именно благодаря искренней и убедительной политике нашего Государства, нацеленной на действительное национально-культурное возрождение наших многочисленных народов, на безусловное создание самых благоприятных условий для подлинного возвращения им их духовной самобытности, Россия, оставаясь светским (!) государством, была, тем не менее, принята в июне 2005 года в качестве члена-наблюдателя в эту авторитетную международную организацию современного Исламского мира. А вскоре, в 2007 году, в таком же качестве – во всемирную "Исламскую организацию по образованию, науке и культуре" (ИСЕСКО), которая благодаря этому заметно активизировала свою культурно-просветительскую деятельность в России – в целом, и в нашем Волжском регионе – в частности.

Так, в кооперации с ИСЕСКО в Казани и Уфе прошел уже целый ряд международных мусульманских научных конференций, посвященных самым злободневным вопросам научно-культурного и духовного развития регионов традиционного распространения ислама на территориях бывшего СССР. 15 октября 2012 года в Уфе прошла очередная международная научная Конференция на тему "Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI-го века". Ее организаторами являлся "Российский исламский университет ЦДУМ России", "Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы" и ИСЕСКО, которую представляло одно из ее структурных подразделений – "Федерация университетов исламского мира".

Вдумаемся, сколь знаменателен только что приведённый пример...

Светский государственный университет осуществляет научную кооперацию не только с отечественным Исламским университетом, но и с международной Исламской организацией!.. Это ли не ярчайший показатель того поистине огромного пути, который прошла наша Родина после ее решительного отказа от воинствующего безбожия, подавлявшего в СССР всё и вся на протяжении более 77 лет… объявившего религию не просто никчёмным и бесполезным делом, но делом вредным и подрывным для Государства и Общества.

Минувшей зимой в ходе своего телевизионного общения с гражданами страны Владимир Владимирович вновь подчеркнул, что «Ислам всегда был одной из основ российской государственности. И государственная власть в России, конечно, всегда будет поддерживать наш традиционный ислам».

Этим самым Путин наметил второй исторический шаг в адаптации правоприменительной практики Ислама к политическим и общественным условиям нашего государства. Первый был сделан еще в екатерининские времена, 250 лет назад. Тогда в нашей стране Ислам добился статуса «терпимой религии».

Нынешнему мусульманскому духовенству подчас в одиночку трудно справляться с проблемой экстремизма. На этом паразитируют и спекулируют «лесные», вульгализирующие и примитивизирующие Ислам в попытке обосновать свою утопию о необходимости войны до победного конца против всех «за все хорошее, против всего плохого». Реальные же специалисты по Шариату, безусловно, отвергают эту демагогию и практику.

В свете этого, прошедшая в мае этого года в Москве конференция «Исламская доктрина против радикализма» стала важной вехой в налаживании стратегического диалога России с мусульманским миром, а также на пути нормализации религиозной жизни отечественных последователей Ислама. Исламский мир в лице своих наиболее видных теологов пришел в Россию. Фактически, прошедшее мероприятие дало реальное наполнение приведенным выше словам Путина.

В 2012 г. усилиями Международного Центра «Аль-Васатыйя» (Кувейт), созданного для продвижения в мировом масштабе принципов исламской умеренности, Научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя – Умеренность» (Россия), являющегося своего рола филиалом кувейтского центра, и Международного Союз исламских ученых, объединяющего подавляющее большинство ученых исламского мира, была принята Московская Богословская декларация мусульманских ученых по вопросам джихада, применения норм Шариата и халифата.

Богословская декларация – это передача арабского термина «Иълян» (дословно, «широкое заявление», «декларация»), как был назван документ, принятый в столице России. Если фетва – это краткий ответ (фактически тезисная выжимка) на один конкретно поставленный вопрос, то Иълян – это целый набор фетв-ответов на несколько вопросов плюс углубленное разъяснение (приложение) к ним.

Данный богословский документ объединил в себе содержание нескольких фетв - богословских заключений, осуждающих радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами. По единодушному решению участников Конференции уровень итогового богословского заключения был поднят от уровня единичной фетвы, рассматривающей частные правовые вопросы жизни мусульман, до уровня Московской Богословской Декларации, объединяющей богословские решения по нескольким ключевым правовым вопросам. Этот факт ставит ее в один ряд c такими историческими документами, как Мекканская Декларация, Амманская Декларация, Каирская Декларация и др.

Московская Богословская Декларация будет иметь исключительное значение, как для российских, так и для зарубежных мусульман. Поскольку в его основу был положен исламский правовой принцип «Иджма», то есть, единодушного согласия с ним большинства ученых. По своему значению богословские заключения исламских ученых, достигнутые на основе принципа «Иджма», то есть на основе согласия с ними большинства ученых исламского мира, могут быть сравнимы с решениями Вселенских соборов в христианском мире.

Оттого, положенный в основу принятой Московской Богословской Декларации принцип «Иджма», то есть согласия с ней большинства ученых исламского мира, позволит духовным лидерам российских мусульман и простым верующим использовать ее в профилактике идей радикализма в мусульманской среде. А также в идеологическом противостоянии экстремистам и в отстаивании принципов мира, добрососедства и терпимости, как истинных духовных ценностей исламской религии.

Все российские муфтии и имамы теперь получили реальный инструмент в работе по направлению энергии исламского сообщества в конструктивное русло. Основная задача теперь ложится на них – необходимо довести разъяснение улемов мирового уровня до масс, особенно до пассионарной мусульманской молодежи.

Одна богословская декларация, конечно, не решит всех проблем мусульман России. Остаются сложности экономического и социального характера, коррупция, правовой нигилизм и произвол и многое другое, что порождает крайние настроения. Но мощный шаг в подрыве позиций экстремистов, спекулирующих религией, сделан.

Пройденный с наступлением XXI-го века нашим Отечеством путь отмечен и тем, что всем россиянам пришлось уже не раз выдерживать трудный экзамен на гражданскую зрелость, на способность противостоять угрозам целостности многовекового межнационального единства России.

И следует честно признать, что 20-ти с небольшим лет после освобождения от гнета богоборческой идеологии оказалось всё же еще недостаточно не только нам мусульманам, но и последователям других традиционных вероисповеданий, всё это необходимо для того, чтобы освободиться от того раздора, что она принесла с собой. Свидетельством тому служит тот безрадостный факт, что многими и многими верующими был по существу утерян тот иммунитет против козней сатаны, которым всегда славились наши предки и который обеспечивал им высокий авторитет и уважение даже у недругов. Драматичные итоги тотальной войны против религии составляют, несомненно, одну из самых тяжелых сторон коммунистического наследия, доставшегося как России, так и всем другим государствам, образовавшимся на территориях бывшего СССР…

В обращении от 12 декабря 2012 года Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин заявил: "Мне больно об этом говорить, но сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились"

Перед нами, дорогие друзья, стоят большие задачи. Если мы заложим в будущем поколении, в детях основы толерантности, милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, в будущем мы сможем избежать многих проблем.

 Терпимость, уважение веры и обычаев каждого человека всегда будут базовыми принципами современной России. Мы – великая страна с богатой историей, которую наши предки творили вместе, плечом к плечу. Многовековой диалог языков и культур, традиций, единение и дружба народов – это наше самое бесценное сокровище, которое мы должны сохранить и передать будущим поколениям россиян.

Да благословит всех нас Всевышний Творец на верное служение смиренной покорности истине и нашей великой родине - России и дарует нам успех на этом пути!