Доклад на тему: «Религиозное образование и просвещение как фактор профилактики экстремизма».

Докладчик:  Имам-мухтасиб Неверкинский, Зампред РДУМ ПО по вопросам образования, Равиль хазрат Кулахметов  

Здравствуйте уважаемые участники конференции! Разрешите от имени Регионального духовного управления  мусульман Пензенской области выразить Вам свои самые добрые чувства  и поприветствовать Вас приветствием Ислама «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух». Мир Вам, Милость Аллаха, а также Его Благословение!

Трудно переоценить роль образования и просвещения в борьбе против экстремизма, поэтому необходимо обозначить образование, как светское, так и религиозное как одно из самых эффективных способов противодействия экстремизму.

На протяжении последнего полувека одной из наиболее часто упоминаемых в информационном пространстве мира угроз человеку и человечеству является терроризм. И это неслучайно. Терроризм, возникнув на ранних этапах человеческой истории, прошел длинный путь трансформации и в современных условиях, все более определяясь процессом глобализации и установления нового мирового порядка, представляет собой глобальное, широко распространенное социально-политическое явление, сравнимое по своей опасности с глобальными и локальными войнами, организованной преступностью, наркобизнесом и другими особо опасными угрозами человечеству.

 

Весьма значимую группу условий, благоприятствующих распространению терроризма, образует ряд процессов и явлений, наблюдающихся в культурно-образовательной сфере и в значительной степени являющихся результатом некоторого ослабления роли государства в области культуры и интенсивного замещения гуманных и социально-ориентированных ценностей российского общества идеями чуждой культуры и бездуховности.

К обстоятельствам данного вида относятся: практическое отсутствие на различных уровнях воспитания и образования целенаправленных программ и методик воспитания в познании друг друга и проявлении взаимоуважения как необходимого условия для преодоления ксенофобии, избыточной социальной напряженности, недопущения распространения экстремистского мышления и поведения; отсутствие эффективных механизмов формирования позитивных социальных ориентиров и морально-нравственных ценностей обучаемых в системе учебных (образовательных) учреждений для детей и юношества; несформированность в стране единых методических начал и дифференцированных методик воспитания антитеррористического, антиэкстремистского сознания людей, прежде всего молодого поколения, а также системы распространения антитеррористических знаний в различных слоях и группах населения и др.

Важным для понимания сущности современного терроризма является понимание его особенностей, вызванных влиянием процессов глобализации. Глобализация влечет за собой небывало тесную взаимозависимость стран в различных областях: экономике, политике, социальной сфере, культуре, экологии, информационных технологиях, торговле и т.д. Эта взаимозависимость сопровождается быстротой передачи информации на самые дальние расстояния, доставки товаров в любой уголок земного шара. Расстояния перестают быть фактором, тормозящим экономические, социальные и культурные отношения.

Эти и другие преимущества, которые принесла с собой глобализация, породили иллюзию, что отныне в мире все будет гармоничным, справедливым, что все будут жить в достатке и счастливо. Но реальность в очередной раз оказалась суровее, чем ожидалось. Как это не раз уже бывало в истории, большая часть дивидендов досталась сильным мира сего. Крупные и развитые государства стали еще богаче, бедные государства – беднее. Социальный разрыв между странами увеличивается. Миллионы людей теряют работу в результате экономических и финансовых кризисов. Устои демократии подвергаются опасности из-за ничем не ограниченного диктата транснациональных корпораций, навязывающих жесткие и неравноправные условия сотрудничества с развивающимися странами.

Глобализация породила немногих выигравших и большинство проигравших. В результате этого усиливается политическая нестабильность в мире. Многие люди теряют уверенность в завтрашнем дне, испытывают угрозу своему образу жизни, своей культуре. Это, по мнению аналитиков, напоминает ситуацию, сложившуюся накануне Первой мировой войны, когда разрыв между богатыми и бедными привел к серьезным политическим потрясениям в виде двух мировых войн и множества революций, последствия которых люди испытывают на себе до сих пор.

В этой связи возникает вопрос о влиянии глобализации на терроризм. Конечно, такое влияние опосредованное и происходит через экономические, политические и культурные факторы. Глобализация привносит в национальные культуры чуждые им элементы, которые быстро подтачивают их основу. Происходит разрушение ценностей, норм, обычаев, привычек, которые составляют традиционный образ жизни людей. Это вызывает беспокойство, страх перед лицом нависшей угрозы, рождает чувство протеста против навязывания чуждой культуры, желание сопротивляться этому. В ответ на насильственное навязывание западной культуры применяется физическое насилие против представителей западных стран, которые рассматриваются носителями враждебной культуры, в том числе рядовых граждан.

Террористы подхватывают эти настроения, используют лозунги защиты национальной культуры в своей борьбе внутри страны и за ее пределами. Однако, борясь против проникновения глобальной культуры на национальную почву, они с большим желанием пользуются ее достижениями в своей преступной деятельности. На их вооружении находятся новейшие образцы оружия, средств связи, транспорта, сбора информации, Интернет и т.п.

Современный терроризм не знает границ в пространственном отношении, что позволяет ему действовать в самых разных точках мира, вызывая многочисленные жертвы и разрушения. Учитывая возможность попадания в руки террористов оружия массового разрушения, в частности, химического и бактериологического, уязвимости систем жизнеобеспечения населения, современный терроризм представляет сегодня глобальную угрозу для человечества. Это является существенной отличительной чертой современного терроризма.

Миф о том, что террористами становятся выходцы из бедных слоев населения, рождает другой весьма распространенный миф о том, что все террористы являются бедными людьми. Однако на деле все обстоит совсем иначе. Большинство экспертов уверены в том, что не желание поправить свое материальное положение является основным мотивом террористической деятельности. Они считают, что терроризм является не столько реакцией на экономическую беспомощность, сколько насильственным выражением политического несогласия с существующим строем, исходящим из высших и средних слоев общества.

Бедность не является причиной терроризма. Она – почва, которая при соответствующей обработке может дать ростки терроризма. Чтобы человек стал террористом, надо убедить его в том, что эта борьба поможет решению его личных проблем, то есть надо вооружить его идеями, оправдывающими применение насилия.

Религиозный фактор нередко используется движущими силами глобализации как гибкий геополитический инструмент. Особенно часто это имеет место в мусульманском мире, который занимает уникальное геостратегическое положение, располагает огромными запасами природных ресурсов и находится в состоянии высокой пассионарности - воли к славе, известности. В чем же причины роста радикализма в мусульманском мире, где традиционно преобладали религиозная терпимость и плюрализм мнений?

Прежде всего, радикализм является своеобразной реакцией на глубокий кризис, в котором оказался мусульманский мир в результате западной экспансии, фактически продолжающейся по сегодняшний день, изменяясь лишь в формах. Ситуацию особенно накалили откровенные попытки культурной унификации. Немаловажную роль в распространении радикализма играют социальные проблемы, которые не удается разрешить в условиях «догоняющей модернизации». В мусульманском мире всегда были бедные и нуждающиеся, однако в условиях замкнутого общества они считали бедность не недостатком, а нормой общественного бытия. Открытость общества обострила в этих людях чувство собственной ущербности, которое вылилось в желание изменить ситуацию на основе собственного мировосприятия.

Следует отметить, что неграмотность населения в вопросах самой религии только способствует укреплению позиций радикалов.

Перечисленные факторы в совокупности приводят к тому, что исламские ценности зачастую становятся предметом политических спекуляций, и общественность, особенно молодое поколение, лишается возможности изучить их. В то же время ислам располагает большим миротворческим потенциалом и широкой сетью горизонтальных связей, которые должны быть востребованы для предотвращения религиозного экстремизма, воспитания культуры толерантности и налаживания межрелигиозного диалога. Немаловажное значение в этом должно сыграть религиозное просвещение, нацеленное на правильное преподнесение исламских ценностей, воспитание веротерпимости на основе коранического учения, формирование верного представления о последователях других религий, вовлечение верующих в различные сферы общественной жизни и т.п.

Программа религиозного просвещения должна быть достаточно эффективной и многофункциональной для того, чтобы полностью удовлетворять потребностям людей в информации о религии. Применительно к государствам со светским характером власти преподавание основ религии в общеобразовательных школах не противоречит светскому государственному устройству. Напротив, это нормально, что дети и подростки будут получать информацию о нормах религии от своих учителей, а не от иностранных миссионеров или тех, кто прошел их школу в родной стране или за рубежом.

В связи с этим религиозному просвещению необходимо уделять особое внимание, и оно должно преследовать несколько основных целей.

1. Разъяснение истинного смысла исламской веры, заключающегося в духовном облагораживании человека посредством установления правильных взаимоотношений его с Богом, окружающей средой и самим собой.

2. Сохранение и укрепление высоких нравственно-этических ценностей ислама, способных направлять и регулировать развитие научной и общественной мысли, что особенно важно в условиях массового внедрения достижений технологической революции. Ислам открывает человечеству смысл жизни и предоставляет ему этический код, которым следует руководствоваться. Он помогает людям заглянуть в свое подсознание и увидеть разные измерения его связи с явным и сокровенным, отдельными личностями, обществом и Вселенной. Ислам, как и другие мировые религии, снабжает человечество основами стабильного общества, прогресса, безопасности и мирного существования.

3. Воспитание религиозной терпимости по отношению к последователям иных вероисповеданий и инакомыслию в рамках ислама, а также уважения к человеку независимо от его расовой, конфессиональной, этнической или иной принадлежности.

Эта составляющая программы религиозного просвещения подразумевает и ознакомление с другими религиями и мировоззренческими концепциями, что имеет исключительное значение в нынешних условиях, когда сохранение изолированных обществ практически невозможно. Как отмечают исследователи, воспитание веротерпимости и культуры диалога не наносит урона и собственной культурной и религиозной традиции.

Подводя итог сказанному выше, можно предположить, что правильное религиозное просвещение способно значительно ослабить позиции религиозных радикалов. Однако оно не принесет ожидаемых результатов, пока мусульманский мир не будет воспринят на Западе как полноправный партнер, пока взаимоотношения с мусульманами будут строиться на основе «двойных стандартов».

Поэтому религиозное просвещение должно стать неотъемлемой частью многоцелевой программы по устранению социальных, экономических и прочих причин конфликтов в мусульманских странах. Ислам, равно как и другие конфессии, располагает достаточной идеологической и социальной базой для сохранения и укрепления собственных позиций даже в условиях глобализации. Потребность в религии как мировоззренческой системе, нравственно-этическом регуляторе и культурообразующем факторе, по нашему мнению, будет ощущаться все сильнее по мере обострения противостояния между духовностью и властью инстинкта. От конструктивности нынешнего подхода к данной проблеме зависит то, каким будет характер религии в эпоху глобализации: умеренным или радикальным.

Напоследок хотелось бы особо подчеркнуть, что на территории Пензенской области на протяжении многих веков проживают люди разной веры и национальности, которые сформировали уникальный образ жизни и традиции.

 Не секрет, что для противодействия экстремистской идеологии необходима широкая просветительская работа, особенно среди молодежи. Мы готовы внести свой вклад в создание системы общественного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Наша молодежь должна быть в психологическом, мировоззренческом, духовно-нравственном аспектах быть устойчивой, восприимчивой к ценностям традиционной культуры. Надо отметить и то обстоятельство, что молодежь ищет ответы на многие сложные вопросы современности, свое место в жизни и мы должны быть им первыми помощниками. Необходимо также подчеркнуть роль многоступенчатого образования: мектебе - медресе - высшее учебное заведение для подготовки мусульманских кадров, улучшения духовно-нравственной среды общества. Об этом неоднократно говорил глава ЦДУМ России, Верховный Муфтий Талгат хазрат Таджуддин, нам нужно эту идею поддержать. Государство "должно защищать" последователей традиционного ислама от представителей радикальных течений. Более того, это его прямая обязанность. Поскольку носители традиционного ислама являются такими же российскими гражданами, они имеют право на защиту своей жизни со стороны государства. Обращаясь к федеральному собранию 12 декабря сего года, Владимир Владимирович Путин сказал: "Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение".

Руководство РДУМ уже многие годы дает направления и отправляет молодежь и старшее поколение  за приобретением высоких и систематизированных  знаний в высшие и средние религиозные учреждения страны: в Уфе, Казани, Москве Самаре, Чувашии и другие. Выпускники этих образовательных учреждений, получившие дипломы государственного и установленного образца, занимают высокие духовные посты, теологов, муфтиев, имамов, ахундов, преподают в ВУЗах, все они воспитаны в духе традиционного ислама. Студенты, а затем и выпускники таких университетов и институтов всегда в состоянии правильно раскрывать негативные стороны экстремистских течений. Им легче опровергать идеологию терроризма, а также интегрироваться с их коллегами из других стран для совместной борьбы с терроризмом, носящим религиозную окраску. Поэтому, крайне важным является кураторство и поддержка государством этих образовательных учреждений.

РДУМ Пензенской области проводит выездные проповеди в села Неверкинского, Кузнецкого, Городищенского, Шемышейского и других районов Пензенской области. У нас на постоянной основе ведутся преподавания основ Ислама в самом Кузнецке, в с. Средняя Елюзань, и других селах.

Руководство РДУМ помимо воскресных курсов с 2008 года проводит курсы повышения квалификации и семинары и  ставит перед собой основную цель в данных курсов повысить религиозную грамотность имамов и религиозных деятелей. Знания, получаемые на этих курсах, особенно востребованы имамами старшего возраста, не имеющих специального духовного образования, полученного в высших исламских учебных образовательных заведениях. Также одной из первостепенных целей, которые ставят перед собой организаторы  КПК - предупреждение проявлений экстремизма среди населения.

На данные курсы руководство  постоянно приглашает сотрудников отдела по делам религии, ученых-религиоведов из республики Чувашия и других регионов по вопросам профилактики религиозного экстремизма, они делятся опытом и информацией о состоянии религиозной ситуации в своей области, о миссионерской работе проводимой неофициальными религиозными организациями, также о запрещенных террористических и экстремистских организациях. На последней встрече Муфтия РДУМ ПО Адельши хазрата Юнкина с епископом Кузнецким и Никольским Серафимом Домнином между участниками встречи было достигнуто соглашение о взаимном обмене опытом и христианские священнослужители были приглашены на эти курсы. Они будут вести беседы о христианской культуре, будет вестись диалог о точках пересечения и соприкосновения между христианской и мусульманской конфессиями и культурой. Православие и ислам - самые крупные конфессии в России. Они действуют в едином взаимозависимом пространстве, и потому с каждым годом всё острее ощущается потребность во взаимопонимании, отсутствие которого угрожает самому будущему нашей страны. 

Мы всегда готовы поддерживать духовно подкованную молодежь в перспективе развития будущего. Хотелось бы выделить  роль регионального образования: филиала высшего учебного заведения для подготовки мусульманских кадров для улучшения духовно-нравственной атмосферы. Мы готовы внести свой посильный вклад в создание системы духовного образования в Пензенской области. Еще раз подтверждаем, что со своей стороны, мы готовы и впредь сообща поддерживать словом и делом государство и общество.

Между РДУМ и государством проделаны значительные шаги в духовной и социальной сферах по пути развития взаимного сотрудничества и понимания. Это позволило заложить основы для дальнейшего плодотворного взаимодействия и в других сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования. Нам необходим последовательный поиск наиболее эффективных путей взаимодействия учреждений образования и региональным духовным управлением в сфере духовно-нравственного воспитания детей, учащихся и студенческой молодежи.

Основополагающим принципом такого взаимодействия может послужить право ребенка и родителей на воспитание в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями. Современная школа не игнорирует запросы семьи, не навязывает чуждые семье идеологические или духовно-нравственные доктрины. Реализуя фундаментальные права человека, система образования стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно сотрудничать с ней в соответствии с целями и интересами общества.

Мы полагаем, что светский характер образования не будет препятствовать взаимодействию школы и духовного учреждения в вопросах воспитания, в решении общих социальных задач. Соблюдение права выбора для учащихся и семьи является естественным способом организации духовно-нравственного образования в соответствии с религиозными традициями народа.

Да поможет Всевышний всем нам в утверждении Его высших духовных истин, реализации благих устремлений, замыслов и дел, и ниспошлет нам всем свою милостивую помощь и благословение на доброе сотрудничество во имя мира и согласия на земле нашей великой Отчизны – России, во имя счастья и вечного мира!

Мир всем Вам, милость Всевышнего Создателя и Его благословения!

Благодарю за внимание!