Муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир-хазрат Саматов в беседе с корреспондентом "Инфо-Ислам" рассказал о развитии Ислама в его регионе, проблемах и успехах.

- Тагир-хазрат, Вы посетили Татарстан в дни праздника Маулид. Как в самом Ханты-Мансийском автономном округе проводятся такие мероприятия?

- У нас Маулид-байрам проходит во всех мечетях-махаллях. До праздника мы созываем всех имамов для обсуждения организации праздника. В последние два года активно работаем с Духовным управлением мусульман республики Дагестан. Они нам направляют чтецов маулида. Также, отрадно отметить, что к нам на праздник приезжает сам заместитель муфтия Дагестана. Вместе с ними мы побывали в 14-ти мечетях округа. В общем, праздник Маулид взбадривает, одухотворяет наших прихожан, они больше узнают о жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, укрепляют свою веру. Так как сибирская умма многонациональная, именно такие праздники помогают укреплять мусульман.

 - Хазрат, проводить маулиды, меджлисы – это признак традиционного Ислама. Каково на сегодняшний день состояние традиционного Ислама в Сибири?

- В каждой махалле работают нами же аттестованные имамы традиционного течения. Во всех мечетях после намаза читаются зикры – поминания Аллаха, суннат-намазы. Развитие традиционного Ислама зависит от имама. Если имам этого не хочет, то народ об этом и не вспомнит. Также в мечетях постоянно устраиваем чаепития, маджлисы, собираем народ. Такие вещи любую махаллю сближают.

- Недавно у вас в регионе произошел негативный инцидент: избили помощника имама. Какие меры предпринимаете, чтобы такие случаи больше не повторялись?

- Безусловно, в больших городах встречаются радикально настроенные люди. Эти приезжие радикалы также пытаются влиять и на молодежь. Насчет нефтеюганского случая, хочу заявить, что этот молодой человек, который избил семидесятилетнего помощника имама, был известен как приверженец радикального течения. Он после вечернего намаза зашел в комнату имама, оскорбил его разными словами, обвинив, что у него неправильная акыда - вероучение, и что после намаза не следует читать Коран. Таким образом, произошла ссора, в результате он имаму разбил нос, ударив по нему несколько раз. Когда это заметили прихожане он успел убежать. Мы этот негативный инцидент осуждаем, в среде верующих и духовенства – такие события оставляют черные пятна. Настоящий мусульманин так поступать не должен, сейчас этим занимаются правоохранительные органы. Пока он в розыске. Нам было известно, что он из Дагестана, приверженец радикального течения, несколько раз пытался проповедывать, вести уроки.

- Сколько насчитывается мечетей в Ханты-Мансийском округе?

- Зарегистрировано 28 приходов. Все махалли имеют мечети, благоустроены. Есть мечети в стадии завершения строительства. Все приходы находятся под юриспруденцией ЦДУМ России.

- Как началась возрождаться религиозная жизнь в округе?

- В 1993 году, впервые в округе, зарегистрировали махаллю – в городе Сургуте. Потом появились приходы в городе Нижневартовске, Нефтеюганске. В 1999 году я стал муфтием 16-ти приходов Ханты-Мансийска. На сегодняшний день, хвала Всевышнему, их количество выросло почти на два раза.

- Муфтий-хазрат, каковы дальнейшие перспективы развития Ислама в Сибири?

- Мы активно работаем с молодежью. Наша молодежь склонна к Исламу. Также среднее поколение татар-мусульман притягивается к вере. На стадии завершения строительства трехэтажное медресе, где будет располагаться среднее профессиональное учебное заведение для имамов. Планируем открыть мусульманскую гимназию. Идет активная работа совместно с национальными организациями в разных городах округа. Мы работаем с татарами, башкирами, дагестанцами, узбеками, казахами.

- Вы единственный муфтий, возглавляющий национально-культурную автономию татар округа.

- После ухода председателя автономии в 2009 году, почти полтора года татарская общественность не могла сформироваться, в Ханты-Мансийском округе была раздробленность татарской диаспоры. И на общем собрании единогласно меня предложили сделать лидером татар. Так как я человек, знающий ситуацию в округе и искренне болеющий за татарскую нацию, то я решился возглавить и национальную организацию. Учитывая, что в округе проживает более 200 тысяч татар, была необходима их консолидация. Сохранение национальных обычаев необходимо и для укрепления ислама в татарском народе.

Сейчас, по моей инициативе, в разных городах образуются национально-культурные автономии, так как до этого существовали только ансамбли "Сандугач", "Карлыгач", "Дуслык". А авторитетных организаций, консолидирующих татар, не было. Теперь мы работаем под девизом: "В каждом районе должна быть татарская организация".

- Тагир-хазрат, как Вы оцениваете религиозную ситуацию в Татарстане и как выйти из сложившегося духовного кризиса?

- Взятый курс в Татарстане развития мазхаба Абу Ханифы правильный. Но июльские события нас огорчили. Такое явление неприемлемо для нашего народа. Сейчас в Татарстане спокойная обстановка, ДУМ РТ, по моему, ведет эффективную работу. Необходимо продолжать в таком же духе и дальше.

- Тагир-хазрат, какие у мусульман главные проблемы?

- Главных проблем у мусульманского сообщества всего три. Первая – нет ученых, вторая – нет финансов, третья – нет единства. Из этих главных проблем вытекают остальные.

- А Вы видите пути решения этих проблем?

- Фактически, мы постепенно идем к этому. Ученость – это, в первую очередь, богобоязненность. Если наш народ станет богобоязненным и любящим Аллаха, решатся и финансовые проблемы, потому что люди начнут помогать мечетям и медресе. У нас есть много богатых мусульман, но они не жертвует деньги на строительство мечетей, не платят важного элемента для развития Ислама – зяката. Практически никем не ведется социальная работа.

- Тагир-хазрат, в случае смены муфтия Татарстана, есть предположения, что именно Вы станете муфтием республики.

- Это всего лишь слухи. Мне никто таких предложений не делал. Перед съездом мусульман 2011 года такие предложения были, но руководство Ханты-Мансийского округа меня в Татарстан не отпустило.

Беседовал Долгов Александр