В первый день весны в пятницу 2013 года студент 2 курса факультета «Шаргыйя» исторического исламского университета «аль-Азхар» в г. Каире Аббас Шляпошников ранее студент РИУ ЦДУМ России г. Уфы по просьбе Председателя РДУМ Пензенской области Абубякяра Юнкина провел пятничную проповедь на тему «О понятии богобоязненности в Исламе и ее достоинствах». Предлагаем читателю отрывок из этой проповеди.

«В Исламе, а впрочем, так же как и в других религиях, есть такое понятие, как богобоязненность. В Исламе она называется – так`уа. Ассоциирование так`уа лишь со страхом перед Всевышним неправильно. Да, это основной смысл этого слова. Но, вот, что сказал Али ибн Аби Талиб (да будет до-волен им Аллах) относительно истинного смысла богобоязненности: «Так`уа, это – страх перед Всевышним Аллахом, действие в соответствии со сказанным в Коране, довольствование малым и подготовка к Судному дню».

Ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Так`уа – это безпрекословное подчинение, постоянное поминание Всевышнего и благодарность за все».
При этом «благодарность» вбирает в себя все: подчинение во всем – в действии и в словах, поминание сердцем, а также самоотречение (на что, правда, был наложен запрет).
Талак ибн Хабиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Так`уа – подчинение Всевышнему во всем в надежде на Его воздаяние и отстранение себя от греховного в страхе перед Его наказанием».

Если в области лингвистики слово «так`уа» означает «малословие», то в шариате понятие «так`уа», в основном, применяется в смысле «отстранение от запретного».
Когда кто-то спросил у Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) о сути так`уа, он тоже спросил его: «Приходилось ли тебе ходить по дороге, где много колючек?»

– Да.

– Как ты ступал по дороге?

– Если я видел колючку, я обходил или сторонился ее.

– Вот это и есть так`уа.

Но следует напомнить, что нельзя сторониться всего вслепую. Потому как истинная так`уа – это, когда человек сторонится того, что действительно является запретным. Иначе может получиться так, что он будет запрещать дозволенное шариатом. А запрет дозволенного и разрешение запретного - качество, которое не присуще верующим.

Рассказывая о достоинствах так`уа, студент привел в пример Великого ученного ислама Абдуллу ибн Мубарака.  У одного знатного хорасанца был раб по имени Мубарак, работавший у него садовником. Как-то хозяин повелел ему принести гранат. Сорванный плод оказался кислым. Было велено принести другой, сладкий. Садовник принёс ещё один гранат, но и этот оказался кислым. Хозяин рассердился: «Разве ты не можешь отличать сладкие плоды от кислых?» – «Нет». – «Как же так? Ведь ты столько времени работаешь садовником!» – «Но я никогда не ел их. Ведь ты не давал мне разрешения на это». Хозяин сада был очень удивлён благочестием и богобоязненностью этого раба, и с тех пор Мубарак снискал в его сердце большое уважение.

У того хорасанца была красивая дочь. Многие сватались к ней, но отец никак не мог решить, за кого же её выдать. И тогда он решил посоветоваться с Мубараком. Тот подсказал: «До Ислама арабы смотрели на род,   последователи Ислама смотрят на религию человека». Хозяин был удивлён мудростью раба, а придя домой, сказал жене: «Я не вижу более достойного мужа для нашей дочери, чем Мубарак», – и выдал за него дочь.

Наверное, в то время многие не поняли такого поступка. Ведь его дочь сватали знатные и богатые люди, он же отдал её за раба, у которого не было ни рода, ни денег, ни известности. Всевышний одарил его внуком – Абдуллой, который стал знаменит на весь исламский мир благодаря своему знанию, благочестию, набожности, мужеству, щедрости и многим другим благородным качествам. Вот о нём мы и расскажем.

Абдулла ибн Мубарак родился в 118 году по Хиджре в городе Мерв, что находится на территории современного Ирана. Благодаря праведным родителям он рос в атмосфере благочестия, любви к религии и религиозным знаниям. Обладал удивительной памятью, и это очень помогало ему в приобретении знаний по разным наукам.