Журналисты исламских СМИ на Всероссийской конференции "Ислам online", проходящей в Казани, устроили нешуточные дебаты по поводу новых технологий. Мусульмане, идущие в ногу со временем и, использующие информационные технологии в своей повседневной практике, не представляют свою деятельность по-другому, другие заявили, что прогресс - неоднозначное благо.

Но все согласились с тем, что роль журналистов сегодня принижена, блогеры и пользователи социальных сетей имеют куда более весомый авторитет среди мусульман. Так, традиционные понятия "махалля" и "мухтасибат", которые строились по территориальным принципам, сейчас заменились группами в соцсетях, объединяющими людей из разных уголков мира.

Ввели в обиход участники и вроде бы странные понятия "кибермусульманин" и "онлайн-мечеть", которые, по их мнению, активно вытесняют традиционные формы. По словам журналиста Илшата Саетова, если мечеть раньше была не просто храмом, а центром культурных событий, то сегодня она эти функции утрачивает - мусульмане посвящают больше времени виртуальной реальности.

Самым продвинутым Сайтов назвал Шамиля Аляутдинова. По его словам, его сайт или "медиа-мечеть", где он дает свои рекомендации, отвечает на вопросы мусульман, посещает больше людей, нежели мечеть на поклонной горе, имамом которой он является.

По его мнению, онлайн обучение может заменить и обучение в медресе. Хотя не все остались довольны этим мнением. Некоторые коллеги считают, что если выдавать дипломы студентам "онлайн-медресе", можно только "наплодить невежественных людей", так как здесь нет связи между учителем и учеником. Красивые аватарки, статусы, виртуальный пафос все-таки не всегда отражают сущность человека.

Представитель московского исламского издания Алмаз Абдрахманов отметил, что сейчас интернет обретает такую роль, что пользователи не просто читают информацию, а имеют возможность самовыражаться, генерировать.

- Не вижу противоречий, что современный мусульманин использует ноу-хау гаджеты. Пророк () призывал говорить с другими на понятном им языке. Если новые технологии облегчают дело, то это даже соответствует Сунне. Конечно, эти технологии создают определенный соблазн, если человек не может управлять нафсом, то хорошим это не закончится, - ответил Абдрахманов.

Не все достижения интернета участники конференции назвали халяльными и предложили не пропускать в свою жизнь все технологии. По мнению Батрова, мусульмане постоянно находятся в догоняющей позиции, хватают все подряд.

- У нас вера в постоянный прогресс, надо возрождать духовность, а не ущербный модерн, - сказал журналист Данис Гараев.

Журналисты сошлись во мнении, что исламские сайты должны быть современными, интересными, новороченными, живыми, но некоторые гости столицы считают, что новые технологии делают религию неживой.

Так, технологии не являются харамом, они формируют сознание человека. Например, ссылки, цитаты способствуют поверхностному суждению, отсутствию глубины, что у человека появляется возможность по-своему трактовать информацию. Но технологии, по словам мусульман, такая же необходимость для журналистов, как для сподвижников было необходимостью собрать Коран.

Алсу Бадаева